Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Аспекты мифа

Мирча Элиаде

  • Аватар пользователя
    Аноним31 июля 2016 г.
    "Все в мире повторяется, поэтому, если бы человек не старился и не умирал, он и не замечал бы течения времени. Мы рассказываем одни и те же истории и сопровождаем их одними и теми же рисунками, как будто бы времени в мире вовсе нет". Орхан Памук "Меня зовут красный"

    Через два с половиной года после начала игры в "Долгую прогулку" я поняла, что на самом деле это образовательный проект. Вначале судьи предложили освежить в памяти греческие мифы, перечитывая "Илиаду", "Одиссею" и Николая Куна, потом убедили познакомиться с крышесносным "Иосифом и его братьями" Томаса Манна с его отсылками к иудейской, египетской, вавилонской и шумеро-аккадской мифологии, и вот, пришло время читать нон-фикшен, посвященный мифологии.

    Надо признаться, что многие книги Мирчи Элиаде давным давно "прописались" в моём списке "хочу прочитать", но я все откладывала знакомство с автором, думая, что ещё не готова "с чувством, с толком, с расстановкой" воспринимать и усваивать его творчество. Репутация признанного румынского культуролога, религиоведа, историка и философа, образованнейшего человека своего времени, знающего больше десятка современных и древних языков меня несколько пугала. Ну вот правда, где уважаемый Элиаде и где я, мягко говоря, совсем не гуманитарий, человек, хотя и интересующийся мифологией, но не обладающий сколько-нибудь систематизированными и по-настоящему глубокими знаниями?!?

    Но глаза боятся, а игра мотивирует. Я открыла "Аспекты мифа" и попросту "пропала" для реальной жизни на несколько дней. Оказалось, что нон-фикшен, посвященный мифологии, может быть не менее "цепляющим", чем какой-нибудь детектив или приключенческий роман и, что самое удивительное, книга может быть написана настолько ярко (но без привлекающих внимание "спецэффектов"), просто (но без упрощения) и с таким искренним увлечением предметом исследования, что может всерьез заинтересовать даже неискушенного читателя. Короче говоря, если вы вдруг боитесь трудов Мирчи Элиаде, то беритесь, как и я, за "Аспекты мифа", гарантирую, что вы проведете время с интересом и не без пользы. Мирча Элиаде излагает факты и свои выводы ясным и легким языком, не злоупотребляет терминологией или уходом в излишне теоретизированные рассуждения, но, при этом,при изложении своих аргументов всегда ссылается на необходимые источники и/или научные работы. При желании на основе сносок к "Аспектам мифа" можно составить для себя серьезный список для чтения по заинтересовавшим темам.

    Однако, пришло время переходить от формы книги к содержанию. Мирча Элиаде рассматривает миф не как фантазии, вымысел или сказки, а как основу особой формы мироощущения человека - мифологической. И, что было для меня удивительным, дело тут оказывается не в том, в какие именно мифы верили те или иные народы, а именно в самом способе мироощущения. Для "человека мифа" мир целостен и понятен, все сущее базируется на том, что случилось во время "начала всех начал", именно тогда некие сверхъестественные существа тем или иным образом сотворили небо и землю, моря и сушу, животных и растения, мир, таким, как он есть, именно тогда какие-то боги (предки, герои и пр.) совершили нечто впервые, и это послужило основой устройства существующего мира: так люди стали смертными, поделенными на два пола, научились охотиться и заниматься собирательством и земледелием, лечить болезни и так далее.
    Таким образом, миф для "примитивного человека" является абсолютно реальным и "живым", миф объясняет человеку мир, гармонизирует и упорядочивает его, миф является основой и некой "кодификацией" обыденной жизни, миф налагает ограничения и устанавливает правила, но, вместе с тем, и дает "гарантии" незыблемости мироздания, эффективности и действенности различных ритуалов и, в конце концов, уверенности в своих силах совершить то или иное, в дне сегодняшнем и завтрашнем.

    Подробно Мирча Элиаде останавливается на космогонических мифах и мифах о происхождении, а также о мифах об обновлении и конце света. Автор приводит огромное количество примеров из мифологий самых различных культур, как совсем первобытных, так и более современных, и по мере прочтения, поневоле начинаешь задаваться мыслью: почему же при всем разнообразии представлений разных народов эти представления все же, в сущности, так похожи. Нет ли какого-то единого источника различных мифологий? Что бы могло послужить таким источником? Ни в коем случае не критикуя Мирчу Элиаде хочу сказать, что на эти вопросы, а также на вопросы об обоснованности и какой-либо степени объективности мифологических представлений древних людей и первобытных обществ он не отвечает. Также автор и не говорит о том, каким вообще способом формируются те или иные мифы, где и как они берут начало и почему невозможно "безмифологическое" развитие человеческого общества. Впрочем, было бы странно ждать от этой книги ответы на "вопросы вопросов", занимающие умы всего человечества уже многие тысячи лет.)

    В качестве противоположности "мифологическому" сознанию Мирча Элиаде приводит сознание "историческое", т.е. представления о мире, присущие современному человеку, для которого связи между "временем оным", когда действовали сверхъестественные силы и существа, и настоящим уже нет, зато есть взаимосвязи между различными фактами реальной человеческой деятельности и истории. И вот здесь, при описании условно "современного человека" и кроется ответ на вопрос о том, зачем нужно читателю, не интересующимся мифологией "примитивных народов", читать Элиаде.

    Очень интересным в контексте описания мифологического сознания мне показалось обращение Мирчи Элиаде к психоанализу. Вот, вроде бы, что может быть дальше от покрытых пылью тысячелетий "сказок", чем фрейдизм? Однако, если вспомнить, что известные мифы об исцелении разных народов обязательно предполагают в "лечебном" ритуале подробное описание происхождения как болезни, как и лекарства, то так ли далеко это от стремления современного психоаналитика докопаться до первопричины психологической травмы, повлиявшей на всю дальнейшую жизнь человека? Не идет ли развитие по спирали, и не возвращаемся ли мы к давно забытому на другом уровне?

    Также Элиаде видит отголоски в мифологических представлений в процессах, происходящих в начале 20-го века в искусстве: дадаиисты, сюрреалисты, кубисты и многие другие стремились к разрушению старых, "отживших" художественных форм и обновлению языка искусства, созданию выразительных средств, сообразных современному человеку. Так ли это далеко от мифов и ритуалов "примитивных" обществ об обновлении мира каждый год (или иной промежуток времени) судить читателю, а я думаю, что нет ничего хуже для прекрасного нон-фикшена, чем его куцый пересказ таким как я дилетантом.

    Потому на этом заканчиваю свой отзыв и ухожу читать следующую книгу Мирчи Элиаде - "Историю веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий", после "Аспектов мифа" уже не так страшно.)

    90
    2,7K