Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Аспекты мифа

Мирча Элиаде

  • Аватар пользователя
    Аноним3 августа 2016 г.

    Самый популярный культуролог современности, говорили они. Книги его читаются на одном дыхании, говорили они. Как же легко и просто он рассказывает, говорили они. Говорили и говорили, что я поддалась на уговоры и взялась за прочтение. И как вы думаете, на какой странице я уже скучала и дремала над книгой? Буквально, на первых. Но вина целиком и полностью на моих плечах, просто книга не пошла, просто летом, видимо, мозг отключается совершенно и не хочет ничего познавать, а лишь питаться фантазийными мирами. А тут ему целое исследование подсунули, пытались навязать мыслительную деятельность, заставить серые клеточки шевелиться...Я предполагала, что меня будет ждать рассказ о чем-то сказочном или фантастическом, почему быть может люди придумывали тот или иной миф, что собой представляли те или иные герои мифов. И тут-то я и наткнулась на стенку, Элиаде-то взял и представил это в более научной форме, с глубокими проникновениями в первобытные сознания и общества, давай понять, что сама жизнь и ритуалы являются мифами. На меня просто посыпался поток понятий: "космогония", "милленаризм", "гайнувеле", "анамнез", "эвгемеризм" и т.д. и т.п.

    Да...тут я поняла, что некий экватор Долгой прогулки дает о себе знать. Нервы шалят, все валится из рук, книги перестают приносить радость и наступает тлен...Вдох-выдох. Книгу дочитывать надо было.

    Если абстрагироваться от личного восприятия книги, несомненно, труд Мирча Элиаде является глобальной работой по изучению природы мифа как такового. Здесь собран огромный пласт материала, довольно хорошо проанализирован и строго систематизирован, что сказать. Думаю тем, кто изучает подобную тематику, материал подарит блаженные часы изучения текста. Автором закладывается база по изучению духовных и религиозных основ нашего бытия, которые, в конечном итоге, и являются основой мифов.

    Что вообще мы сами вкладываем в понятие мифа? Немного подумав, я решила, что для меня миф - это некая красивая сказка из прошлого, в которой заложен сакральный, может скрытый смысл, некая база для "обучения на ошибках других". Какие-то пласты первобытных обрядов я не рассматривала, не вдавалась в подробности. Но Элиаде своим исследованием вносит новые нотки в миропонимание. Он показывает, что не стоит воспринимать мифы как "бабушкины присказки", которыми они пугают малых деток или пытаются научить их уму-разуму, нет - это более глубокое философское понятие, более сложная структура, и я бы сказала, что это некий инструмент, который позволит понять основы общества в целом.

    Несомненно, автор пробуждает исследовательский интерес, дает новые пути, по которым можно пойти и узнать еще больше. Структурно, исследователь предлагает рассмотреть несколько основных аспектов: это и общие понятия, например, космогонические мифы о всем сущем, и более конкретные подвиды - мифы происхождения, будь-то какое-то конкретное событие, или какое-то природное явление, что-то из области флора-фауны и т.д. Фактически автор говорит, что модель нашего поведения определяет космогония, является базой для процесса творения, и уже отталкиваясь от этой базы мы разбавляем ее уже особенностями ситуации. Осознаем мы это или нет, знаем или нет, но так вот оно все и существует, в представлении автора. Мысль интересная, может захватить на пару часов размышлений и анализа поступков.

    Чему еще уделяет внимание автор? Не обошлось, конечно же, без мифов и конце света и мифах обновления; о связи понятия время и миф, а точнее о том, что все поддается цикличности, и связи между мифами создания и разрушения мира; еще будет немного истории, мифа памяти, а также автор пройдется по эволюции и упадку мифов. Как я и говорила, множество отсылок по ходу книги позволят и дальше расширить свои знания в мифологической области. Без работы автор вас не оставит, что сказать - Элиаде мыслит глобально, глубоко и емко, философствует направо и налево, размышляет и несет научное знание в массы.

    22
    582