Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Mahaosha26 июня 2016 г.Книга со стандартным сюжетом становления и инициации мальчика в героя...
Так странно – я начала читать эту книгу после «Моби Дика» и она мне показалась ТАКОЙ легкой, ТАКОЙ интересной, я радовалась, пока читала эти первые 100 страниц. Потом мой восторг начал уменьшаться, меня начали раздражать герои и, прочитав книгу, я захлопнула ее с недоумением. НО, готовясь к рецензии я вдруг осознала, что плюсов у книги несомненно больше, чем минусов. И сейчас с Вами я хотела бы разобраться, что же в «Никогде» получилось хорошо, а что же получилось не очень.
К середине книги у меня появились забавные мысли, что я опять читаю книгу «Путешествие писателя» с его разбором классического архитепического сюжета становления и инициации героя. Все по классике – жил был мальчик, что-то случилось, он пошел в поход, сразился с монстриками, победил главного злодея, спас принцессу, вернулся к обычной жизни. Как по учебнику )))) Допускаю, что это произошло потому что «Никогде» вырос из сценария сериала, а современные сценаристы очень тяготеют к канонам архитепического сюжета. Мне книга к концу чтения показалась выпускной работой начинающего сценариста.
К минусам я отнесла бы и обилие персонажей, которые появляются в книге только для того, чтобы сюжет повернул в нужно русло, а потом исчезают. Таким персонажем можно назвать Барона, правителя лондонской подземки, слабоумного старика, который почему-то затаил злобу на Маркиза Карабаса и это позволило автору отделить Маркиза от остальных героев, что позволило Маркизу встретиться со злодеями и подслушать их планы.
Чтобы Вы лучше понимали – расскажу чуточку сюжет. Однажды один чистый ирландский юноша – по телу мужчина, по уму подросток встретился с беглянкой, за которой гнались убийцы. Кстати эти убийцы –Мистер Круп и Мистер Вандемар, которые не являются проходными персонажами и очень колоритны, прекрасно выписаны – но они совершенно не уместны. Не было бы их – роман потерял бы двух чудесных злодеев, но, в общем-то, совсем не потерял в сюжете… Беглянка оказалась из некоего места, которое называют Нижним Лондоном и там живут люди и находятся места и предметы, которых забыли или потеряли. После столкновения с девушкой, которую зовут Дверь – жизнь нашего героя кардинально меняется и он идет в поход с Дверью и Маркизом Карабасом (который помогает Двери скрыться от убийц) на поиски заказчика убийц ее семьи.
Но если Барон, прогоняющий Маркиза – несет хотя бы декоративную, но функцию, то в романе есть персонажи, которые вообще не несут никаких функций – и я незнаю, зачем автор их добавил? Самый яркий пример – это Ламия – дочь ночи, которая выпивает душу и жизнь у зазевавшихся прохожих…. Герой встречается с ней, ему кажется, что он ей нравится, она просит его согреть ее, почти выпивает его душу, почти умервщляет и гонимая Маркизом гордо уходит в ночь. И на кой ляд она была введена в сюжет? Добавить монстриков? Она никак не повлияла ни на сюжет, ни на характер героя… НИ НА ЧТО… И таких персонажей же несколько!!!!!
А герой? Взрослый человек с умом и реакциями ребенка. Я понимаю, что все мы в душе дети или бывшие дети… Ну так и сделай его подростком и назови роман подростковым фэнтези! Вы знаете, после прочтения это книжки я почему-то не удивляюсь, что автор в основном пишет сказки – потому что «Никогде», имея в своей основе шикарный мир – всего-лишь детская сказочка с попыткой сделать сюжет более взрослым и закрученным. Много лишний поворотов, много лишних бестолковых персонажей с прямолинейной логикой и финальная битва с главным злодеем, которая даже не битва – а кусок из раннего Гарри Поттера, когда герою оружие прилетает в шляпе.
Но посмотрим, что в этой книги получилось ХОРОШО. Это, конечно же мир. Лондон, разделенный невидимой чертой на две части. Верхний Лондон ничего не может знать о Нижнем, потому что он его просто не замечает. И если ты становишься обитателем Нижнего Лондона, то тебя просто-напросто перестают замечать, как перестали замечать нашего героя. И это второй плюс романа – кусок, где показано отчаяние нашего героя, когда даже поезда метро перестают его замечать и захлопываются перед самым его носом свои двери. Он как привидение, он растерян, он дезориентирован. Он в отчаянии и это отчаяние описано замечательно.
Нижний мир состоит их мест, о которых забыли… из вещей, которые потеряли…. Из людей, маргиналов, которых отторг другой мир. И название романа, «Никогде» - прекрасно отражает саму суть этого места, которое где находится? Правильно! Никогде )))) Этот мир полон опасностей, опасных людей и животных, а также опасных мест – что стоит один темный мост – на котором темень такая, что ничего не видно и ты можешь не дойти до конца, потому что мост берет свою дань и поэтому по нему никогда не ходят по одиночке – чтобы был шанс, что выберут не тебя.
И, представляете, этот роман даже имеет ГЛУБОКУЮ МЫСЛЬ… Про однообразие жизни, про жизнь как в колесе – дом-работа-дом-работа … Про планктон… Мы планктон… И я, в принципе, с этим не спорю… Хотя чем жизнь в Нижнем Лондоне отличается от планктонной – я не уловила. То же однообразие, только короче, потому что жизнь опаснее… То есть, вопрос то Гейман поднял, но ответить на него не смог.
452