Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Numero zero

Umberto Eco

  • Аватар пользователя
    barium22 июня 2016 г.

    Numero zero.

    В 1942 году, в возрасте 10 лет, я завоевал первое место на олимпиаде Ludi Juveniles, проводившейся для итальянских школьников-фашистов (то есть для всех итальянских школьников). Я изощрился с риторической виртуозностью развить тему «Должно ли нам умереть за славу Муссолини и за бессмертную славу Италии?» Я доказал, что должно умереть. Я был умный мальчик.

    Последний роман Эко «Нулевой номер». И сразу же возникает желание выяснить, является ли он итогом всего творчества или, всего лишь, черновик, отложенной рукописи до лучших времен, на случай когда нужно что-то издать. Возможно это завещание постоянному читателю, а возможно повторение одного и того же, раз что-то хорошо продается и читается, почему бы это и не повторить.

    Что бы лучше разобраться в этой, в сущности, простенькой истории, желательно прочитать статью Эко «Вечный фашизм». Может быть для российского читателя это не самая актуальная тема, но похоже для Эко и итальянцев это очень важно. Возможен ли для Италии реванш фашизма? Эко в книге «Нулевой номер» однозначно отвечает - Нет. Невозможен.
    Чтобы всё упростить в этой непростой теме, нужно вспомнить, а чем отличаются страны и государства в современном мире. Самые крайние противоположности это с одной стороны религиозные страны, с другой либеральные (светские ). Два мира, которые не понимают друг друга и не принимают друг друга. В религиозных странах самой главной ценностью является бог и государство (как представитель бога). Именно бог даёт человеку жизнь, и даёт её не бесплатно, жизнь даётся для того что бы заслужить рай после смерти, одна из возможностей заслужить рай, это жертвовать собой ради государства, жертвовать своими талантами, своим временем и даже своей жизнью. Наивысшую пользу государству и богу человек может принести, погибнув за них.
    В либеральном обществе наивысшей ценностью государства является человеческая жизнь. Это государство обязано жертвовать всем ради сохранения и процветания этой ценности. Даже защищая себя от врагов, либеральное общество должно создать все условия, что бы солдаты жили (бронежилеты, беспилотники и т.д.) а если солдат ранен, то поднять в воздух всю авиацию и кавалерию ради него одного. Это так глупо и неэффективно с точки зрения религиозного общества. Понятно, что это идеал, но именно к этим идеалам стремятся эти разные общества.
    Это два разных мировоззрения, ужасно далеких друг от друга. Простой пример, в либеральный мир иногда приходят смертники-террористы что бы доказать насколько слаб и плох их либеральный мир, насколько он не в состоянии их защитить (то есть справиться со своей прямой обязанностью), но происходит обратный эффект. Взрывая себя, смертники лишь доказывают лишний раз, как сильно в религиозном мире не ценится человеческая жизнь. Такая вот антиреклама.
    Это не значит что либеральное общество атеистическое, просто теперь не человек приходит к богу, что бы защитить его, а наоборот, бог, в трудные для человека времена, помогает человеку, бог тоже начинает ценить человеческую жизнь (благо во всех известных религиозных учениях это никогда и не отрицалось).
    Были написаны десятки, если не сотни книг что бы объяснить и разобраться, как и почему религиозные страны вдруг становятся светскими. В этом обвиняют и просвещение с образованием, и пресловутый, всеми ненавистный естественный отбор, который все отрицают, но с которым все вынуждены считаться, когда дело касается жизни или смерти.
    Но самое примечательное, народ, оказавшийся в светском обществе, народ привыкший тысячелетиями жертвовать собой ради государства; вся культура, поэзия, живопись, музыка, всё это вдруг обесценивается. Возникает соблазн, а почему бы не вернуть сильное государство, пусть оно будет светским, но сильным. Так появляется фашизм. Народ, который не в состоянии ценить человеческую жизнь (как это возможно, ведь среди людей есть спекулянты, то есть обманщики, есть наркоманы, есть педерасты, да и я сам, разве я настолько хорош, что бы ради меня жили, уж я то точно знаю насколько я плох и лжив, ленив и глуп, только сильное государство и может меня спасти). Жить ради ценности человеческой жизни равносильно как если бы жить ради копченой колбасы и прочих материальных ценностей, нужно что-то возвышенное, духовное, то что никогда не обесценится, к примеру, сильная тысячелетняя Италия. Так возникает культ государства. Государство становится особенным, а значит и народ особенный, люди начинают делиться на разные сорта и типы. Исторически главные и исторически второстепенные, а потом и внутри народа начинают делиться, так геи не могут рождать детей, а значит они люди второго сорта, и их можно открыто презирать и ненавидеть и так далее.

    Если на полном ходу остановить пассажирский состав, нажав на стоп-кран, то тормозной путь займет сотни метров. Если религиозное государство резко станет светским, то фашизм, как переходный этап, займет десятилетия.
    А возможен ли, наоборот, переход из либерального общества в фашистское. Нет, и не потому что так этого хочет Эко. Поколения, выросшие в обществе, где главной ценностью является человеческая жизнь, уже не поверят, ни в теорию сильного государства, ни тем более в исторических европейцев первого сорта и европейцев второго сорта. В это лишь могут поверить маргиналы-неудачники, те кто не нашел себя в либеральном обществе, а такие всегда будут.
    Такими маргиналами-неудачниками и являются главные герои «Нулевого номера», они вынуждены выполнять грязную работу, придумывая новости и сплетни для шантажа. А также, они мечтают о прошлой сильной Италии. Мечтают о том, как было бы хорошо, что бы сильная Италия вернулась, ну или Дуче, предположим, не умер, а спрятался, а потом вернулся. Ну а дальше, если человек во что-то сильно верит, он найдет этому подтверждения в реальности. Главные герои открывают для себя великую тайну заговора спецслужб. После этого один из героев погибает, второй в ужасе и страхе ждет, когда придут и за ним. Но эта тайна никому не нужна, о ней говорят по ТВ, для окружающих это просто ещё одна альтернативная история, всем плевать, Дуче не нужен, как и священная Италия. Главный герой избавляется от страха и в итоге находит любовь и, наверное, хочется в это верить, перестает быть маргиналом.

    В светском обществе всегда будут маргиналы, но это не значит, что светское общество обязательно должно стать маргинально-фашистским. Именно в этом смысл последнего романа Эко. Для кого то обнадеживающая новость.

    6
    61