Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Numero zero

Umberto Eco

  • Аватар пользователя
    Lotiel7 апреля 2016 г.

    На окраине Экосферы

    Мои любимые романы Эко ("Имя розы", "Маятник Фуко" и "Баудолино") приучили меня к интеллектуальной эпичности. Помню, как я читала в первый раз "Маятник" в унылом селе Штормовом в досмартфонные времена. Без интернета, без энциклопедий и библиотек в доступе я страдала над этим текстом, осознавая всю свою ничтожность, и выписывала десятки слов и терминов, значение которых мне было неведомо. И это не мешало мне наслаждаться романом.

    Нехудожественные тексты Эко я тоже с упоением читала (например, "Шесть прогулок в литературных лесах"), и они прекрасно дополняли его романы, сливаясь в единое целое - некую Экосферу, мир, в который сначала сложно войти, а потом - невозможно выйти. По крайней мере, такой же, как вошла. Ведь там, в нарративных и метанарративных чащах, водятся единороги и Граали, а также Образцовые Читатели (не путать с эмпирическими). Я думала, что еще немного, и я сольюсь с Образцовой Читательницей Экосферы...

    Но после "Таинственного пламени царицы Лоаны" иллюзия была разрушена. Этот роман мне раскрыл глаза на очевидное: Образцовые Читатели Эко - итальянцы. Казалось бы, если действие романов происходит в Италии и затрагивает темы из итальянской истории, это еще не значит, что другим это - не понять. Разве всё это не выходит на общечеловеческий уровень, разве эти темы не глобальны, эти события - не эпичны? Всё это так, но именно в "Пламени" задействованы такие ассоциативные ряды, такие уровни памяти и эмоционального отклика, которые "работают" для итальянцев, причем, насколько я могу судить, одного поколения с Эко: пережившими в детстве или молодости фашистский период в истории страны. Именно для этого поколения (а к нему принадлежит еще и Бельбо из "Маятника Фуко") автор реконструирует и мифологизирует шаг за шагом Палаты Памяти через тексты и культурные реалии. Я сильно позавидовала тогда итальянцам, что у них автор, который творит такое с их историей и национальной читательской памятью. Но прочувствовать я это не могла в полной мере. С британской историей такой фокус бы, может, для меня и удался, но не с итальянской.

    Когда в романе "Пражское кладбище" Эко принялся за истоки антисемитизма и фашизма, мне уже было неинтересно. Всё это я читала у него в эссе про "Протоколы сионских мудрецов", и в художественной оболочке история эта не заиграла новыми красками. В общем, эмпирическая читательница в моем лице выпала из Экосферы и к выходу последнего романа была готова ко всему, включая даже возможность того, что "Нулевой номер" мне не понравится. Кроме того, у меня появились и новые критерии оценивания текстов, например тест Бекдел (он же Бехдель).

    Так вот, этот самый тест роман, безусловно, проваливает. И тут же я пытаюсь ретроспективно свои любимые романы проверить, и что же... В средневековом мужском монастыре шансов для женщин нет, совсем нет, но, допустим, в заданных условиях не могло быть иначе. В "Маятнике Фуко" есть интересные и умные женщины, а "лекция" Лии об истинных тайнах вселенной попросту гениальна. Но не помню, чтобы женщины там говорили друг с другом или играли другие роли, кроме как придаточные по отношению к героям-мужчинам. Разве что женщины среди "одержимцев". И в "Баудолино" приблизительно та же ситуация. В "Нулевом номере" всё совсем плохо с женщинами: единственная имеющаяся там героиня интересна, но второстепенна и существует лишь для того, чтобы кто-то мог сказать протагонисту, какой он милый и умный. Увы, интеллектуальная эпичность Экосферы почти не берет в расчет женщин. Зато вот Италия...

    Зато Италия тут в полный рост - и снова с прицелом в её фашистскую историю. На этот раз раскручивается теория заговора под лозунгом "Муссолини жив" (или, по крайней мере, немного живее, чем все думали). И как по мне, это еще скучнее, чем протоколы сионских мудрецов. Но, наверное, итальянцев эта тема до сих пор будоражит, как многих у нас тут лихорадит на тему Сталина. Зато тема соотношения выдумки и истории, которая тянется еще с "Маятника" и красной нитью проходит через "Баудолино", тут раскрывается на полную катушку в контексте масс медиа, которые, как известно, постоянно врут. В этом аспекте "Нулевой номер" актуален и местами интересен, хотя тут сплошь аллюзии на какие-то громкие итальянские скандалы, мафиозные стычки и прочее. В общем, меня не цепляет, от чего становится печально.

    Да, такова судьба читательских ожиданий - ну зацепи же меня, автор, ты же раньше это делал! Но у автора свой Образцовый Читатель: что ему до чьих-то эмпирических ожиданий. Так что я разведу руками насчет "Нулевого номера" и скажу, что ж, не сложилось, и перечитаю когда-нибудь еще один из трех моих любимых романов, а также "Царицу", потому что мне её подарили в шикарном издании с иллюстрациями. Если в Экосфере мне не жить, то хотя бы захаживать порой туда я могу.

    6
    65