Рецензия на книгу
Отверженные
Виктор Гюго
Аноним4 июня 2016 г.Виктор Гюго - Отверженные
«Отверженные» Виктора Гюго – одна из наиболее выдающихся, интереснейших, масштабнейших и глубочайших книг, которые мне только доводилось читать за все прожитые годы! Да что там прожитые – я уверен, что и среди всех тех произведений, которые мне только предстоит прочесть, лишь крайне малое число сможет хотя бы приблизиться к этому монолиту литературного искусства, не говоря уже о том, чтобы превзойти его. «Отверженные» – это самый настоящий шедевр, бриллиант в короне примеров самой выдающейся мировой прозы!
Роман Виктора Гюго произвёл на меня просто непередаваемое впечатление и, не побоюсь этого слова, изменил, скорректировал мою личность. После прочтения «Отверженных» жизнь, как бы банально это не звучало, меняется: приходит переосмысление отдельных элементов окружающего нас быта, происходящее раз за разом рисует в памяти картины скитаний Жана Вальжана и прочих героев эпопеи.
О чём же сама книга? Вот как характеризует её автор: «Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собою от начала до конца, в целом и в частностях, – каковы бы ни были отклонения, исключения и отдельные срывы, – путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню, от вожделений к совести, от тлена к жизни, от зверских инстинктов к понятию долга, от ада к небесам, от небытия к Богу. Исходная точка – материя, конечный пункт – душа. В начале чудовище, в конце – ангел».
Если рассказывать чуть подробней, то «Отверженные» – это повествование о Жане Вальжане – бывшем каторжнике, который на протяжении всей своей тяжелейшей жизни занимается постепенной переоценкой собственных ценностей и, проходя полный страдания путь и жертвуя абсолютно всем ради порою даже ненавистных ему людей, возносится до уровня святости. Это картина вопиющей социальной несправедливости, царившей во Франции в ту эпоху, бичующая пороки социума и прогнившую до самых костей действительность.
Впрочем, не только главный герой написан столь яркими красками – ещё с десяток персонажей проработаны Гюго до мельчайших деталей; их характеры выведены столь безупречно, что начинает казаться, будто Козетта или Мариус – ваши старые знакомые, а маленький Гаврош – да вон он, во дворе бегает!
Судьбы остальных героев ничуть не легче того бремени, что принуждён нести всю жизнь Жан Вальжан; машина под названием «Общество 19-го века» давила колёсами и размалывала меж шестерней целые массы. У каждого из них своя печальнейшая история; разница лишь в том, кто до какого этапа остаётся человеком.
Кроме того, этот роман можно вполне назвать историческим, так как описания действительных событий и мест занимают в нём сотни страниц. Битва при Ватерлоо, французская Реставрация, бунты 1832 года, парижская клоака – всё это и много другое раскрывается на страницах книги в мельчайших подробностях. Эти описания – единственный момент, навивавший на меня небольшую скуку и вызывавший негодование при чтении, ибо Гюго любил обрывать главы на самом неожиданном и захватывающем повороте сюжета и вставлять туда гигантские описания окружающего мира. Однако ж количество полезной исторической информации, получаемой из подобных вставок, позволяло сглаживать любое негодование.
Нет никаких сомнений как в том, что Виктор Гюго был гением, так и в том, что «Отверженные» – одно из величайших произведений в истории человечества!
6126