Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обрыв

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    userbook24 февраля 2016 г.

    С Иваном Гончаровым я, как и многие, знаком ещё со школы по роману Обломов, из которого, впрочем, к своему стыду, помню только диван да халат главного героя и ещё смутное ощущение, что Роман очень понравился. Непременно надо перечитать.

    Не могу сказать, чего именно я ждал, приступая к чтению обрыва, но знаю точно, что Роман намного превысил мои ожидания. Гончаров из прозы умудрился сплести чистую поэзию, песню, непрерывно льющуюся и услаждающую слух.

    Роман обрыв описывает переходный период середины 19, когда устоявшиеся устои наталкивались на активное противодействие новым, прогрессивным взглядам на жизнь и общество в целом. Странно, почему когда описываешь практически любой русский роман постоянно натыкаешься на переходный период. Вечный он что-ли?:)

    Итак, у нас несколько действующих лиц, олицетворяющих целый спектр человеческих характеров от радикально нигилистических до застойно консервативных. Посредством этих характеров автор раскрывает множество риторических вопросов и отвлечённых понятий. Итак, по порядку.

    СТРАСТЬ. Главная субстанция романа. Автор ставит её чуть ли не основным мотиватором жизни, её смыслом. Если разобраться, то здесь есть доля правды. Ведь когда мы страстно увлечены каким-то делом оно буквально горит у нас в руках. Появляются гениальные идеи, а восторг жизни опьяняет. Это опьянение приятно, однако оно является благодатной почвой для множества видов ошибок, о которых впоследствии придётся жалеть.

    ЛЮБОВЬ. Автор по ходу повествования смешивает любовь и страсть в единый страшно запутанный клубок, в котором не ясно что есть что и с течением сюжета он пытается разобраться в этих риторических хитросплетениях.

    СВОБОДА. Это самая несвободная стихия в своей относительности:). Какую-то чушь сказал, или софизм? Ну да ладно. Во все времена певцы свободы проливали во имя её столько крови, сколько не пролилось бы в самом лютом заточении. Собственность это кража, говорит Прудон, устами одного из героев романа. Порой, неистово стремящийся к свободе, незаметно для самого себя, окутывается цепями похлеще раба с невольничьего рынка. Противоречия и полярности находятся намного ближе, чем кажется на первый взгляд, между ними тонкая плёнка эфира, которая легко растворяется под неумолимым натиском причин и следствий.

    КОНСЕРВАТИЗМ. Старое уходит, новое приходит и этому новому всегда кажется, что надо перевернуть всё с ног на голову, чтобы добиться прогресса, забывая о том, что консерватизм по своей сути не отрицает прогресс, он лишь направлен на то, чтобы сохранить мудрость добытую пробами и ошибками, шрамами и шишками, накопленными течением времени. Сохранённая мудрость, при умелом её инвестировании в будущее, способна принести ощутимые и гарантированные дивиденды, которые суть и есть прогресс исповедуемый революционным либерализмом.

    НИГИЛИЗМ: Полное отрицание всего, соответственно нигилисты отрицают всё и вся. Порой, в некоторых местах даже в такой странной позиции проскакивают интересные мысли. Однако полное отрицание всего, без соответствующей аргументации, ставит эту позицию в замкнутое положение не имеющее конструктивного применения в реальной жизни. Ну отрицаете вы всё и что дальше? Предложите что-то лучшее. Так нет же. Наша задача отрицать, говорят нигилисты, а соображают пусть другие, мы лишь орудие изобличения лжи. Однако изобличённая ложь без приложения к ней правды, не является по сути ложью, ведь такой она может стать лишь при соприкосновении с правдой. Короче, собрать бы на необитаемом острове кучку нигилистов и посмотреть, что произойдёт, а произойдёт следующее: они построят общество содержащее все их изобличаемые пороки и то это в лучшем случае, а в худшем, что скорее всего и произойдёт, они просто поубивают друг друга в пароксизме отрицания и делу конец.

    Пора резюмировать. Много мыслей навевает роман. Есть о чём подумать. Может даже чуть изменить или подкорректировать свои собственные позиции, к тому же слог у Гончарова очень приятен. Образы пылкие, страстные, очень насыщенные. Детализация глубокая, каждое действие и движение описывается с филигранной точностью. Читая подобную литературу, ощущаешь себя наполненным изысканными яствами, отражающими чистую поэзию букв. Прекрасный роман. Великий образчик русской классической литературы.

    3
    93