Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обрыв

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    Alevtina_Varava27 декабря 2011 г.

    Вещь действительно хорошая.

    СПОЙЛЕРЫ!

    Райский - из разряда таких "высокоинтеллектуальных" людей "нового времени", которые только треплются, морочат голову людям, а сами ничего не делают и ни на что серьезное решиться не могут.

    Сначала нам показывают его в столице, где он пытается совратить молодую вдову. Он забивает ей голову Новыми Идеями о свободе женщин, о красоте любви... Он так в своей жизни делает очень часто, позже нам расскажут, например, другую историю, после которой брошенная им женщина умерла - и она не вызывала к себе в его памяти ничего, кроме отвращения.

    На момент начала повествования, Райский считает себя художником, который должен оставить живопись и написать гениальный роман.

    Он едет в деревню, к бабушке. Бабушка живет с двумя внучками, Верой и Марфинькой, причем первой пока нет - она гостит у попадьи, за Волгой. Первые две недели Райский только и делает, что пытается соблазнить Марфиньку. Девочка очень правильная, ни о чем таком не думает, намеков его не понимает. В какой-то момент он уже готов был на нее кинуться и чуть ли не изнасиловать (на лавочке), но вдруг одумался и попросил ее к нему постараться не подходить (чем сбил с толку окончательно).

    Потом приехала Вера - и ваааах! Все печали забыты, Райский хочет соблазнять Веру. Но она, зараза, не поддается, чем выводит его из себя капитально. К тому же она рассуждает о жизни примерно так же, как и он - и он злится, потому что "нужно" чтобы барышня охала, ахала, противилась - а не рассуждала чуть ли не лучше него. В общем, совершенно неправильная барышня. Он злится на нее постоянно, а она еще и не обращает внимание на все его "приемы" типа не обращать на нее внимания))

    А потом он увидел у нее письмо "на синей бумаге", которое она ему не хотела показывать. Он просто взбеленился, чуть ли не угрожал ей. Все время объясняется ей в любви, говорит бросить "того" (он подозревает, что у нее кто-то есть) и быть с ним. Он ревнует ее ко всем встречным мужчинам, ко всем заезжающим друзьям.

    Потом оказывается, что у нее действительно роман, причем с местным маргиналом Марком. Но такой - он ей ручки целует, беседует на вольные темы, не более. Целый год уже, между прочим. Она хочет замуж, а Марк твердит, что замужества не признает. Вот такая незадача.

    И вот Райский узнал наконец, о том, с кем у нее роман. Пришел в ужас (он не понимает, что можно было найти в Марке и забыл тут же все свои доводы о свободной любви и все, что твердил, стал говорить как надо жить правильно почище бабушки, обвинять Веру во всех смертных грехах).

    Вот вырвалась она на последнее свидание с Марком. Тип попрощаться. И почти ушла... Но уйти так и не смогла, та-да-да-дам - все свершилось.

    Райский, который сидел у спуска в обрыв (они встречались с Марком в беседке, в рощице внутри обрыва - туда все боялись ходить, ибо там кто-то с собой покончил) и локти кусал, а потом стал травить и без того несчастную Веру. С этого места роман испортился. Я так и не поняла, что ей так не понравилось )) То ли Марк совсем подкачал... В общем, она решила, что все - Марка она больше не увидит, сама - последняя б**, и ходила страдала, а потом слегла в горячке. Причем Марк слал ей письма и был согласен даже жениться, но она... отказалась. Вроде как в виде жертвы ей это не надо.

    В итоге они с Райским (который недели через две перестал ее травить) решили все рассказать бабушке и чуть не угробили старушку. Она там ходила растрепанная по лесам пару дней и стенала. А потом пришла в себя. И рассказала Вере, что и сама того... Развлекалась в молодости с... Тит, кажется его звали. Тит Никоныч. Он у них часто зависал. Оказалось, что ее застукали с ним в самый пикантный момент и она поклялась, что никогда не выйдет за него замуж (их застукал претендент на ее руку) - но она его любила, вот так в девках и осталась (внучки - дети сестры). А Тит Никоныч теперь вечно при ней, но по-аскетси.

    Вера ожила.

    Однако Марка так и не вернула, он уехал куда-то. Скорее всего, вера выйдет замуж потом за соседа, Тушина (которому тоже все рассказала).

    Райский же, как только ушла интрига, остыл к Вере. Решил, что роман у него не выйдет - и что он должен стать скульптором. Потому поехал в Италию - вдохновляться.


    ...вообще Райский бесил все произведение. Все его мысли (роман от его лица), рассуждения, противоречия самому себе, все его действия - все это просто кровь будоражило негодованием. Но таких людей - вагон и маленькая тележка...


    Много юмористических моментов, еще много героев и второстепенных сюжетных линий. Очень захватывает. А если бы отрезать последнюю часть, так и вовсе попал бы в любимые.

    3
    79