Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Историк

Элизабет Костова

  • Аватар пользователя
    valerialis13 февраля 2016 г.

    Рецензия на книгу Элизабет Костовой «Историк»

    «Историк» - очередной пухлый роман, вдохновленный фигурой Дракулы. Он написан в стиле реального расследования, с путешествиями по архивам, чтением старинных книг и исследованием древних карт. Написан, от первого лица. И у читателя создается ощущение, что историю рассказывает реальный участник событий, преподаватель Оксфордского университета и одинокая женщина, которая посвящает свой рассказ понимающему читателю. Рассказ начат в 2008 году, именно тогда события замкнулись в круг, начавшийся для семьи главной героини в 1927 году, а по большому счёту несколько сотен лет назад – в те далёкие времена, когда карпатский князь Влад Цепеш обрёл своё магическое бессмертие.
    Главная героиня вспоминает, как во времена своего шестнадцатилетия, она, дочь университетского преподавателя, услышала от отца пугающую и невероятную историю. Эта история лежит в основе знакомства родителей главной героини.

    Много лет назад, отец главной героини, еще студент, случайно обнаружил в библиотеке старинную книгу в необычном переплете: «книга очень старая и на развороте нарисован дракон».

    Книга чарует молодого студента, вызывает в нём неподдельный интерес. И он идёт к своему наставнику – профессору Росси, который, во времена уже своей юности, получил (получение было, как и у главного героя, замаскировано под случайную находку) такую же. Он занялся загадкой-головоломкой вплотную, нашёл карты, и конечно не обошлось без чтения древних надписей на потёртых картах (язык, само собой, греческий – в таких случаях и таких историях всегда используют латынь, или греческий, на крайний случай древний язык Египта, или погибшего государства. Но латынь и греческий – в топе).

    «Но, разглядывая буквы в лупу, я вдруг осознал, что надпись на самом деле греческая, и прочел вслух. <…> «Здесь он обитает во зле. Читающий, словом извлеки его из могилы. В тот же миг я услышал, как внизу хлопнула входная дверь. Вверх по лестнице прозвучали тяжёлые шаги».

    Профессор Росси в своё время поставил крест на исследовании. Он испугался:

    «… эта призрачная область знания, как и некоторые менее устрашающие, относится к тем, которые пополняются понемногу то одним, то другим, и каждый, добавляющий крупицу знания, отдает за него часть своей жизни».

    А отец главной героини – подхватил эстафету, взяв все наработки предшественника.

    Он нашел много интересного, встретил внебрачную дочь Росси и влюбился в неё, потерял друга, столкнулся с предательством и политическими сложностями послевоенного времени (недавно закончилась Вторая мировая).

    Вот, к примеру, интересная заметка о работах раннего христианского философа Оригена:

    «в своих трудах он утверждал, будто согласно логике христианства даже сатану ожидает спасение и воскрешение».

    Героиня, в своих воспоминаниях шестнадцатилетняя, вдохновленная историей отца, бросается в опасное путешествие, встречает первую любовь и всё больше узнает о прошлом родителя.

    «Она говорит, ты должен помнить – вампир меняет облик. Он может явиться тебе во многих видах».

    Вот одно из самых сильных, на мой взгляд, мест в книге (по крайней мере, мне наиболее понравилось и запомнилось):

    «Одну из них он решил отстроить: древний замок Арджешь. Ему понадобились дешвые рабочие руки – как без них? <…> Пригласил всех своих «бояр» - своих дворян, понимаете? – отпраздновать Пасху. Они в лучших нарядах собрались в его замок в Тырговиште – тот, что мы видели, - и Влад щедро угостил их… а потом перебил тех, кого счел непригодным для работы, а остальных отправил – вместе с женщинами и детьми – пешком в горы, за пятьдесят километров, отстраивать Арджеш.

    - Георгеску взглядом порыскал по столу, не осталось ли хлеба.

    - Тут не все так просто: в румынской истории не бывает ничего простого. Дело в том, что за несколько лет до тогов Тырговиште был убит заговорщиками старший брат Дракулы, Мирче. Дракула, когда пришел к власти, велел вскрыть его гроб, и оказалось, что несчастный был похоронен заживо. Тогда-то он и разослал приглашения на праздник Пасхи. <…> к концу работы богатые кафтаны истлели на плечах у бояр».

    Подводя некий итог портрета Дракулы:

    «Дракула столь же практичен, сколь и несимпатичен».

    Легенды переплетались, балансируя на грани предания и истины:

    «он вел святую жизнь, но в смерти был поражен проклятием и поднимался из гроба, чтобы вредить другим монахам».

    Элизабет Костова – действительно дочь преподавателей, с детства увлечённая написанием рассказов. Она получила литературные призы Уолласа и Хопвуда. Затем, стала магистром изящных искусств в Мичиганском университете. Эффектная блондинка из Америки с выразительными глазами и грубоватыми чертами лица, что её при этом не портит. Главную героиню так и хочется напрямую связать с создательницей, спроецировав образ на 100%, без погрешности на художественный вымысел.

    «Историк» написан суховатым, отдающим академичность, языком. Мне такие тексты всегда напоминают скучноватые учебники по истории. Книга продуманная, выверенная до мелочей (несколько опечаток не в счет), написана реалистично, с вплетённым в интригующий сюжет историческим контекстом. На мой взгляд, проводить параллели между «Кодом Да Винчи» и «Историком» - излишни. Книги, скажем так, из разных областей. И романы про вампиров давно заняли отдельную полку среди жанров, иногда теснясь, чтобы взять под крылышко романы про оборотней. И конечно, мистическое фентази не справедливо сравнивать с научной фантастикой Дэна Брауна. Последний накладывает революционный взгляд на известные факты, вводя в свои сюжеты свершившиеся, или почти свершившиеся научные открытия. Хотя, сам стиль изложения, действительно, похож.

    «Историк» - хорошо написанная, качественная книга, в которой, при этом, нет ничего нового, или революционного. Всё разыграно как по нотам: старинная реликвия втягивает героя в мистическую историю, прочтённые вслух слова на древнем языке запрещенных слов; неожиданные незнакомцы, устанавливающие свои порядки; малоизвестные факты, сплетающиеся в полотно повествования; старая любовь; похищение; воскресший из мёртвых близкий и любимый человек; церковь, которую искали, оказывается спрятана в той, которую нашли; секретный лаз/лабиринт/стена/комната и гроб Великого и ужасного; встреча с ним лицом к лицу; освобождение и…. не всё так просто. Примерно таков алгоритм современного Дракулы (если, конечно, историю не превращают в мелодраму или любовно-эротическое приключение). И именно по нему шагает автор.

    Лично меня порадовало оригинальностью противостояние двух старинных орденов: Дракона и Стражи Полумесяца, куда вошли лучшие из янычар, которые «сквозь время и пространство, на земле и на море и даже за порогом смерти» должны преследовать «Орден Дракона».

    «Его отец был посвящен в рыцари Ордена Дракона императором Священной Римской империи Сигизмундом. Эта организация была создана для защиты империи от оттоманских турок».

    Не смотря на приведенную аля-формулу, книга состоялась. «Историк» - самостоятельное, авторское произведение, еще раз обращающееся (и делающее это качественно) к старинной легенде про Дракулу. Знать формулу мало – нужно ещё суметь ей воспользоваться. И Элизабет Костова сделала это на отлично.

    Почему «Историк»?». Вот признание виновника торжества: « Я стал историком, чтобы сохранить навечно свою собственную историю». И если Дракула и вправду жив – браво, у него получилось!

    8
    67