Рецензия на книгу
Нимформация
Джефф Нун
Аноним19 декабря 2015 г.12а. При появлении дубль-пусто АнноДомино предоставляет игрокам равные права на проигрыш.
12б. Игрок, не входящий в число проигравших, выигрывает особый приз.
12в. Убежать от приза будет невозможно.Как это иногда случается, заключительная часть трилогии оказалась приквелом к первой книге. В "Нимформации" Джефф Нун возвращается к самым истокам созданного им мира; не слишком далёкое по степени развитости технологий будущее "Нимформации" формально уже стало для нас прошлым - события книги приходятся на конец двадцатого века. Это время рождения как минимум двух слонов из тех, что держат на себе "Вирт": вещества под названием "ваз" и, конечно же, перьев Вирта. Плюс: детство Целии Хобарт - кто читал первую часть трилогии, тот понимает. Антураж не так уж отличается от того, что мы видим вокруг себя каждый день, разве что наши производители не признаются в открытую, что кормят нас "псевдопродуктами", а компании, покупающие полицию, не требуют, чтобы полицейские носили на пузе их логотипы. В общем, если бы не Домино... Занятно, что все элементы фантастики в трилогии Нуна носят подчеркнуто биологический характер. Органическая инженерия, управляемые (и не очень) мутации, эволюция информации и технологий. Снова помяну Лема всуе, вторая книга подряд о нём живо напоминает: читая "Сумму технологии", больше всего умственных усилий я потратила на попытку понять фишку "выращивания информации", которую Лем описывал очень обстоятельно и при этом - парадокс - крайне туманно. Кажется, процесс, названный Нуном "нимформацией" - это оно и есть. Пакеты данных, сношающиеся и имеющие потомство в виде новых научных дисциплин, и всё это - без вмешательства человека, без каких бы то ни было учёных, руководящих процессом. А поскольку никто не отбирает действительно нужную информацию, мир просто тонет в активно генерируемом бреде. Зримым выражением становятся рекламные бабочки - блурпс, этакие киборги, начинённые слоганами разных компаний. Они способны размножаться, и их потомство одаряет мир самыми странными и нелогичными лозунгами, смешением материнских и отцовских "генов". Правда, Лем-то представлял себе всё это чистенько и стерильно, а Нун...
Нун в своём репертуаре - о чём бы ни писал, всё сводится к разнузданным оргиям. Честное слово, обожаю этого писателя, он чокнутый. Начать с математики, теории вероятности и всего такого прочего, и даже тут ловко повернуть оглобли всё в ту же сторону, причём так естественно, что и не скажешь, будто за уши притянул. То есть я не хочу сказать, что "Нимформация" - порнороман и ничего в ней больше нет, не поймите меня неправильно. Вопросы на самом деле интересные поднимаются, и персонажи время от времени совершают трогательные поступки, и общее обаяние у мира не отнять. Уже в третий раз прощаю Джеффу Нуну слитую концовку за то, что в целом роман распирает от энергии. Какая-то, простите, посткоитальная усталость чувствуется что в финале "Вирта", что в финале "Пыльцы", что в финале "Нимформации". Может, так и задумано, не знаю. А может, я придираюсь.
Как бы то ни было, я даже порадовалась, что первые две книги трилогии мной уже основательно подзабыты. Король умер, да здравствует король! - будет повод перечитать. Такое впечатление, что Нун придумал свою вселенную, написал о ней пару книг, но всё продолжал мысленно углублять и оттачивать легенды, сочинять для своей вселенной прошлое, а не будущее - и это вылилось в историю о Домино и выигрышных косточках. Всё не могу решить для себя, как в таких случаях лучше поступать: читать трилогию по порядку, согласно датам написания, или же руководствоваться внутренней хронологией цикла?
Ещё одна особенность, которую хочется упомянуть: форме "Нимформации" уделено, похоже, значительно больше внимания, чем это было в первых двух книгах. Книга делится на несколько глав, каждая из которых начинается чуть ли не одними и теми же словами - с небольшими изменениями, которые усиливают впечатление. Мне нравится как форма, так и стиль, мне вообще нравится вся трилогия. Охотно допускаю, что это не Высокая Литература. Но перечитаю непременно и с удовольствием.
Все простые и безликие, отчаянные и дикие; дачники, неудачники, сердитые собачники; королевы уборных и короли гардеробных; мастера-наладчики и трубоукладчики; моты и обормоты, мечтатели и шпагоглотатели; профессора и видные чиновники, растлители умов и бед виновники; пьяницы, вонючки и уличные сучки; гробовщики, математики, денщики и лунатики; богатые и бедные, мордастые и бледные; нищие, грабители, побежденные, победители…
Горожане, плохие и хорошие! Пусть себе играют! Пусть глядят на свои числа!
14839