Рецензия на книгу
Монахини и солдаты
Айрис Мёрдок
Аноним4 декабря 2015 г.Мне казалось, что романы Айрис Мердок, меня уже не удивят, и не озадачат. После прочитанных четырех я была уверена, что понимаю, каких героев встречу, внутренне готовилась к отстраненной манере повествования, к придуманным обязательно странным персонажам, которые, как ось, заставляют вертеться вокруг себя остальных... И тут поначалу возникло нечто похожее. Гай Опеншу держал всех окружающих в тонусе, даже в тот момент, когда мы встречаем его впервые - умирающим от рака. И я грешным делом решила, что дальше роман расскажет нам о том, кем был Гай раньше, как складывались его отношения с окружающими...
Словом, я рада, что ошиблась. Потому что это история о том, как жить после. Потом. Когда этот центр жизни уходит в мир иной. Как научиться дружить, любить, доверять, принимать решения, ошибаться. Как сможет Гертруда, вдова Гая, построить свою жизнь в отсутствии того человека, который принимал за неё решения, придавал ей твердости и уверенности, направлял её внимание, любил её... В моей жизни уже две подруги столкнулись с шоком внезапного вдовства и необходимостью обретать другие ориентиры и цели во внезапно изменившейся жизни. Я вижу, как непросто это им дается. Я стараюсь помочь. Я знаю, как часто и несправедливо их поступки осуждаются окружающими. Я уверена, что ни у кого нет на это права.
Одно сравнение в этой книге так и напрашивается - Пенелопа, покинутая Улиссом, в окружении женихов. Да, конечно, Гертруда выступает именно в этом качестве, хотя одна деталь этих героинь все-таки отличает. Гай не ушел на войну, и Гертруда не может утешаться надеждой на его возвращение. Гай ушел в небытие навсегда, и Гертруда должна найти в себе что-то, что заставит её продолжать жизнь, суетную и прекрасную, несмотря на то, что Гай навсегда останется с ней, внутри неё... Несмотря на то, что каждый мужчина, который решится остаться рядом с ней - будет всеми окружающими подвергнут самому пристальному сравнению с умершим. А ведь с ним уже не посоперничаешь! Все свои ошибки и промахи он уже когда-то совершил, и теперь с каждым днем в глазах помнящих становится только прекраснее и недосягаемее. Особенно для тех, кто любил...
Словом, заранее обречь себя на такое постоянное сравнение - решение не для слабака. :)
В этой истории на первом плане несколько героев. Сначала нам кажется, что после смерти Гая их остается всего пятеро - Гертруда, Анна, Граф, Тим и Дейзи. Потом выясняется, что помимо этих, очевидных участников самых важных событий, где-то на втором плане нам встретятся замечательные кукловоды, Манфред и миссис Маунт. :)))
И тогда станет понятно не только то, что эта история - рассказ о любви без преград, без мозгов и без устали... Эта история о действии и бездействии. Ведь что вынесено в название? Монахини - и - солдаты. Казалось бы, такие разные части жизни... А ведь нет! Они очень похожи. И те, и другие - отдают в чужие руки свое право решать. Одни - Богу, другие - государству. И, освобождаясь от сомнений в правильности принятых решений, они спокойно отдают другим и свою обязанность отвечать за сделанный выбор. Свобода? Беспечность? Как бы не так...
Мне кажется, именно благодаря такому своему выбору такие замечательные герои - Анна и Граф, так и не сумели сделать шаг, который привел бы их к счастью. Каждого - к своему, вымечтанному... Все время какие-то сомнения, какие-то резоны останавливали их. Все время что-то мешало им принять решение, начать действовать. И, наверное, именно потому для обоих - любовь так и осталась только мечтой. И за них всё решили.
А гораздо более земные Тим и Гертруда - действуют. Да, они совершают ошибки. Да, не всегда они безупречно выглядят со стороны, да, их все вокруг обсуждают и осуждают, но в конечном итоге - разве им есть до этого дело? Каждую минуту жизни вместе они ощущают счастье. Оно с ними здесь и сейчас. Возможно, когда-то все будет иначе, но они умеют ценить текущий момент! Тем более, что Гертруда на своем опыте уже знает, насколько внезапно может закончиться этот счастливый сегодняшний день, эта упоительная счастливая жизнь...
Приятно поразила меня в этом романе Мердок еще и эмоциональной насыщенностью повествования. Все предыдущие её романы были, пожалуй, несколько холодноваты, а тут... Накал чувств, причем так мастерски переданный, что меня совершенно убедила - в каждой конкретной ситуации герой мог ощущать себя только так, и никак иначе. Мало того, я впервые поверила бездействующему мужчине, который только спустя время осознает, что его бездействие - деструктивно. Я просто почувствовала его ступор. Я осознала, что он правда не мог ни на что решиться. И тут, конечно, осознала глубину мастерства автора.
Словом, несмотря на предыдущие яркие впечатления от знаменитого романа "Море, море", теперь пальму первенства я передам "Монахиням и солдатам". Сейчас этот роман для меня оказался самым сильным в её творчестве. Хотя не ожидала, признаюсь.
Кстати, с романом "Море, море" этот роднит еще и потрясающая, символичная тема воды. Воды как источника жизни, как символа перерождения. Но эту мысль надо еще всерьез додумать. Все-таки вода здесь, и вода в "Море" таят в себе разные смыслы. Впрочем, эта идея наверняка уже литературоведами осознана и разобрана в подробностях - новое рождение Тима - слишком сильный образ, чтобы его не заметить, и не препарировать профессионально. :)
Забавна одна мысль в конце романа - такая ирония над всеми моими высказанными здесь выводами, но она только добавляет повествованию объем и глубину. :) К сожалению, об этом рассказать без спойлеров не удастся, так что я этого делать совсем не буду. Не хочу портить нечитавшим удовольствие от самостоятельного нахождения этой "вишенки на торте" в таком чудесном тексте. :)36398