Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сорока на виселице

Эдуард Веркин

  • Аватар пользователя
    Аноним9 декабря 2025 г.

    "Можно смело утверждать - человечество в тупике"

    Впечатления от хорошей книги всегда хочется с чем-то сравнить. Поначалу (первые 100 страниц) - это конечно Стругацкие, основное повествование - "Солярис", но в целом - "Сталкер" Тарковского, с его неспешным развитием сюжета, бесконечными разговорами и глубоко упрятанными смыслами. Мощное произведение, и я рад, что жюри "Большой книги" присвоило ему первую премию, благодаря чему я и сподобился эту книгу прочитать (до этого с творчеством Эдуарда Веркина не сталкивался).
    Сюжет прост. Далёкое будущее, открыто уже столько планет, что на них не хватает имён и исследователей, но братьев по разуму не обнаружено. Для решения глобального вопроса собирается "Большое жюри" из 12 человек - 6 действительных членов мирового Совета + 6 случайно выбранных жителей Земли. Их решение обязательно для всех (этакий демократический централизм в будущем). В число избранных попадает Ян - простой спасатель, которого собственные отец и брат считают недалёким и для такой роли неподходящим. Тем не менее этот "Иван(Ян)-дурак" оказывается очень даже на месте, именно он и является рассказчиком.
    Общий сбор назначен на далекой экзопланете Реген в институте - самом крупном здании во вселенной. Туда прибывает Ян, Мария - библиотекарь (бумажные книги возродились), но не член Жюри и гениальный физик Уистлер с ручной пантерой Барсиком, инициатор всего собрания. Остальные должны прибыть позже. В ожидании их эта троица, а также
    Кассини - член Жюри, оппонент Уистлера
    Штайнер- руководитель филиал и администратор Большого Жюри
    ведут бесконечные разговоры, плутают по институту, путешествуют по окрестностям и опять говорят, говорят, говорят, вспоминают истории, которые как притчи, спорят. Вы думаете это неинтересно? Отнюдь. Где-то к середине книга показалась мне гениальной!
    Хорошая фантастика - это прежде всего про настоящее.
    Люди отказываются от индивидуального роста и роста социальной вовлеченности, от открытий, от перемены профессий. Мир останавливается, и причины остановки - границы. Человек не может развиваться в очерченных границах . Даже если человек не знает о границах, нечто в его душе ежечасно кричит о них. Человечеству нужна цель, существование невозможно без цели, в прокрустовом ложе нет жизни.
    Как преодолеть этот тупик, есть ли он, все ли средства для этого хороши, чем и кем можно пожертвовать... Собственно темы вечные. Сейчас даже вспомнились споры Сеттембрини и Нафты из "Волшебной горы" Томаса Манна. Если какие то разговоры утомляли (типа особенностей синхронной физики) их тоже (как и у Манна) можно было опустить.
    Читается хорошо и даже увлекательно, язык легкий , отдельные притчи (например "Бабушка-удав") - блестящи.
    Все впечатления передать сложно, да , наверное, и не нужно. Хочу книгой заинтересовать. Но предупреждаю, подойдет далеко не всем. И дело здесь не в начитанности, литературном бэкграунде читателя. Отметил бы две вещи:

    • Герои - картонные, "люди-функции" - эмоции, половые и возрастные отличия практически отсутствуют.
    • Чем дальше, тем больше проседает сюжет (хотя и ускоряется действие), а финал практически открытый (или скомканный? или я его не понял?)

    Если это вас не смущает - вперед, получите удовольствие. Кстати, вспомнил ещё одну параллель -"Заповедник гоблинов" Саймака. Там тоже цивилизация пришедшая к упадку и домашнее животное - саблезубый тигр. Но это единственные совпадения, которые могли послужить Веркину толчком.
    Думаю купить книгу в бумаге, библиотекарь Мария пропела книгам восторженную песнь.

    50
    190