Рецензия на книгу
Телени
Оскар Уайльд
CarvideinTalriss7 декабря 2025 г.Бывает же такое!
Сразу для критически настроенных фанатов Уайльда: скорее всего, автор не он!
Почитал в интернете о происхождении произведения. Кратко: Говорят, однажды Оскар Уайльд зашёл в лондонскую лавку эротической литературы (в которую он часто заглядывал за французскими книгами гомосексуального содержания), вручил хозяину пакет и попросил отдать тому, кто предъявит его визитку. Пакет таинственно забирали и возвращали, пока любопытный книготорговец не вскрыл его. Внутри оказалась эта самая рукопись — написанная, что интересно, разными почерками. Вероятно, это плод дружеского (и весьма рискованного) творчества круга Уайльда, созданный под его чутким руководством. Его личный вклад — загадка. Подробнее можете прочесть в википедии.
Теперь к моим впечатлениям от произведения.
Что ж… чувственно. Роман поглотил за один присест, просидев за ним до четырех утра. А потом мне снилось нечто тоскливо-тревожно про романтичного поэта, к которому я стремился и который то и дело ускользал от меня в огромном величественном заброшенном здании с большими витражными окнами, люстрой-паникадилом под высоченным сводчатым потолком.
Поразили описания телесных и душевных переживаний героев во время коитуса. Герои прямо-таки на грани смерти! Интересно, люди в те годы и впрямь всё чувствовали острее, или это такой литературный гротеск?
Но здорово почитать о таких глубоких чувствах, высшей материи, связывающих две души. Жаль, что многие читатели не увидели за «порнографией» ничего великого. Произведение ведь про боль, невозможность принять свою природу, рамки, в которое загоняет человека общество. Страх перед осуждением, мысль о греховности мешала людям быть счастливыми.
На фоне всей этой возвышенной сладострастной тоски меня в ужас привел эпизод с насилием над той шестнадцатилетней служанкой. Собеседник так удивленно спросил Камюля, за что же ей его ненавидеть.
Действительно, за что?…… Девушка вырывалась, брыкалась, кусалась, кричала, плакала. А так — ничего особенного.
Парадокс времени:
, о котором трубят в газетах и за которое сажают в тюрьму.Закончилось всё, конечно, глупо и обидно. Но без этой трагедии книга бы потеряла смысл. Душа человека искусства просто не выдержала таких нагрузок — что ж поделать.
И ещё одна загадка, о которой никто не пишет: а с кем, собственно, ведёт свою исповедь Камюль? При каких обстоятельствах? Намёки на близость с собеседником в тексте есть, но кто он — поклонник, судья, alter ego? Хотелось бы порассуждать, но автор(ы) оставляет(ют) нас один на один с этой тайной. Что ж, тем интереснее.
В общем, роман — как тот самый сон: величественный, тревожный, незавершённый и оттого цепляющий надолго.
434