Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
annadrey163 декабря 2025 г.Цена жестокости: история Хитклифа из «Грозового перевала».
Основной вопрос для меня в этой истории заключается в том, был ли Хитклиф изначально плохим или его таким сделало окружение?
Мое мнение может отличаться, но я считаю, Хитклиф изначально не был плохим. Возможно, он был диковатым, но монстром он стал под воздействием жестокости и предательства.
Как я вижу его трансформацию:
Изначальное состояние - «Терпеливый и гордый ребёнок».
Когда мистер Эрншо привозит грязного, не говорящего по-английски найденыша в Грозовой перевал, перед нами не злодей.
Хиндли немедленно начинает его унижать, оскорблять, избивать и называть «цыганёнком» и «слугой». Как реагирует маленький Хитклиф? Он не мстит, а просто терпит.
Вся его нежность и способность любить направлены на Кэтрин. Они становятся одним целым, в нём нет и намёка на жестокость по отношению к ней или к старику Эрншо.
Изначально Хитклиф был ребёнком, способным на глубокую преданность.
Далее про сходят 2 события и его личность ломается.
Событие 1: Социальное унижение.
После смерти старого Эрншо Хиндли низводит Хитклифа до положения раба, лишая образования и человеческого достоинства. Это систематическая жестокость.
Событие 2: Душевное предательство. Он слышит, как Кэтрин, его вторая половинка, говорит, что выйти за него замуж «будет унизительно». Она выбирает Эдгара Линтона из-за его статуса и богатства.
В этот момент его картина мира рушится. Он понимает, что:
1. Доброта и любовь ничего не стоят в мире, где правят деньги и класс.
2. Самый близкий человек предал его из-за этих условностей.
3. Справедливости не существует. Есть только сила.
Далее мы видим трансформацию. «Я покажу вам, каким вы меня сделали».
Он не изобретает новые правила. Он просто начинает играть по правилам Хиндли и общества, но делает это в десять раз эффективнее и безжалостнее. Если сила и деньги - это всё, что уважают, он станет сильным и богатым. Если жестокость - это язык, на котором с ним говорят, он станет мастером такого слова.
Последний этап. Он превращается в машину мести.
Его месть - это не спонтанная злоба. Это холодный, выверенный расчет, в который он вложил все свои силы, ум и жизнь.
Он больше не способен на обычные человеческие чувства. Даже его «любовь» к Кэтрин стала формой одержимости, частью общего плана разрушения.
В этом, наверное, и заключается гениальность произведения. Эмили Бронте в столь юные годы показывает нам не рождённого монстра, а то, как образованные люди создают такого монстра.
Образ Хитклифа показывает, откуда возникает зло: жестокость, классовое презрение, лицемерие, возводятся в превосходную степень и возвращаются всей семье бумерангом.
Что вижу я?
То, как жестокость порождает только жестокость.
И к чему приводит буллинг в детстве.
Жертва, не имея здоровых способов защиты сама становится агрессором, чтобы вернуть себе чувство контроля и власти.
Хитклиф не может дать отпор Хиндли в детстве, поэтому копит злобу и боль.Вернувшись богатым и сильным (тут опускаем момент, где это он разбогател), он сознательно меняет роль. Теперь он не жертва, а преследователь. Он использует против своих обидчиков те же методы, что применяли к нему: унижение, изоляцию, финансовое подавление, манипуляции.
Буллинг учит жертву лишь одному: выживает тот, кто сильнее и безжалостнее.
Его поступки действительно гипертрофированны и излишне, я не могу их оправдать. Но я понимаю, откуда все это пошло.
Под «руку мести» попали все. Он просто отомстил всем, и сделал бы это «до 5 колена», если бы оно было.
Он руководствуется логикой «око за око».
Он не придумывает новых наказаний, а возвращает бумерангом то, что получил сам.
Его унижали и сделали слугой, он унижает сына Хиндли и делает его слугой, лишив образования.
У него отняли любовь и статус, он отнимает у Эдгара Линтона сестру (Изабеллу), жену (душевное спокойствие Кэтрин) и состояние.
Его лишили наследства и дома, он с помощью мошенничества забирает себе и Грозовой перевал, и Мызу Скворцов.
С точки зрения примитивной справедливости, его месть идеально симметрична.
Переборщил? Несомненно. Но это очень похоже на кровную месть, когда мстят, убивая всю семью.
Вопрос, а какие он вообще имел права на имущество и статус, когда его привели в семью? Но, как я поняла, старик ввел его в семью именно как сына, а не как конюха (но тут могу ошибаться).
Хитклиф идеальный тактик и стратег собственной жизни, он все продумал до мелочей.
Однако его история доказывает, что даже самая безупречная логика, построенная на ненависти и боли, обречена, потому что она отрицает всё, что делает человека человеком: способность к прощению, состраданию и новой жизни.
Он сделал целью своей жизни месть, забыв при этом про саму жизнь.
Но ничего не могу с собой поделать, он напоминает мне ученика, над которым издевались, а он пришел в школу и положил всех: и своих одноклассников, и учителей, и всех, кто попал под руку.
Таким образом, я вижу путь Хитклифа как классический путь жертвы, ставшей палачом.
Его история является отличной иллюстрацией того, как невысказанная боль, не получившая исцеления, превращается в яд, отравляющий всю личность. И эта личность отравляет жизнь всем вокруг.
Зло редко рождается в вакууме.
Его выращивают, поливая семена обиды.
863