Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Last Argument of Kings

Joe Abercrombie

  • Аватар пользователя
    Аноним1 декабря 2025 г.

    Человеческие страсти на фоне магических разборок

    Вся книга — шикарная развязка трилогии: динамичная, с неожиданными поворотами. Когда заканчивается бойня в Агрионте, всё кажется логичным, завершённым: отлично, осталось только заново отстроить столицу — и вуаля. Но когда ты уже расслабился, начинается такое закручивание винтиков, что просто не верится, что это конец. Я понимаю, что в этом мире у автора ещё много книг, но всё равно — как же так?

    Ужасно раздражает то, что во всех фэнтези-книгах самые старые и мощные колдуны почему-то знают, «как всё должно происходить в мире». При этом человеческая жизнь для них не ценнее пыли под ногами. Спрашивается: ради кого или чего мир должен оставаться в порядке? Разрушив половину столицы государства, по прихоти убив огромное количество людей и заразив многих непонятной болезнью, он просто ушёл — остальное ему неинтересно. Он сделал всё возможное, чтобы его личные враги, прибывшие в Срединные земли исключительно ради него, были уничтожены. А всё, что происходит с ареной его великой битвы, его мало волнует. В первой книге, когда мы только знакомимся с первым из магов, он был мне очень симпатичен, хоть я и начала подозревать его в нечестной игре задолго до того срыва, который он устроил в конце экспедиции на Запад, показав своё истинное лицо. Моя «прозорливость», конечно, продиктована десятками прочитанных книг жанра. Но каждый раз эти закулисные кукловоды, теневые правители, оказываются уникальными в своём безумии. До последнего надеялась, что Байяза прижмут к ногтю, что выпустят его бывшую из заточения, чтобы она могла разорвать его в клочья; что найдётся кто-то, кто его уничтожит. Но не случилось. Надеюсь, в последующих книгах ему воздастся по заслугам.

    Очень неоднозначное отношение складывается ко всем персонажам. Главные герои с такой серой моралью, что иногда кажется, будто она ближе к черноте. Я бы даже сказала, что они все плохие — просто иногда они хотят сочувствия и притворяются хорошими. А может, для них уже не существует спасения, нет возможности вернуться к добру, обелить себя в глазах тех, кто их знал. Но какие-то внутренние ниточки всё ещё не дают им окончательно скатиться в тьму. Особенно больно наблюдать за Логеном. Он ведь правда старается быть лучше: быть хорошим другом, хорошим вождём. Но битвы преследуют его, и в каждой из них наружу вырывается его внутренний демон — и все старания идут прахом. Каждый раз ловила себя на досаде от того, что Девять Смертей снова захватил власть и перечеркнул всё доброе, что сделал Логен. Его желание уйти в одиночное плавание очень понятно: он не может контролировать свою сущность — как он может отвечать за безопасность окружающих? Он мог бы избегать конфликтов, но такой вариант не предусматривается, если ты прославленный северный воин, который ничего другого и не умеет. Он настолько привык проливать кровь врагов, что мысль о мирном строительстве своего нового королевства вызывает у него только усмешку и сомнения.

    Самый презренный персонаж для меня — Джезаль. Единственный просвет в его скотском поведении — мимолётное прозрение после возвращения из экспедиции Байяза. Хватило его едва ли на полдня. Потом он снова стал двуличной свиньёй, которой подавай лишь развлечения и восхищение его великолепием. Его коронация — вполне логичное развитие персонажа. Кому, как не такому «королю», вести себя подобным образом? Не истинному правителю, а книжному — мерзотному, избалованному властью. Множество моментов, его поступков и реплик вызывали у меня бурю негативных эмоций и острейшее желание дать ему оплеуху. Его отношение к друзьям, к женщинам, к закрытому совету… Когда его никто не развлекал на собрании правящей верхушки, он начал психовать и кидаться вещами. Его страх перед избранием вполне понятен: его растили аристократом, а не человеком, способным принимать решения за страну. Он умеет лишь вести себя заносчиво по-королевски, с редкими вспышками глупого геройства, которые тут же сменяются позорной мыслью о том, что он предпочёл бы спрятаться в подвале. Конечно, нам показывают его обычным человеком с обычными страстями — но от этого только хуже.

    Ферро — довольно простой персонаж, вся жизнь которого сводится к войне со всем миром и каждым человеком. Затравленная девчонка, которая не придаёт значения великим замыслам: чем больше людей умрёт, тем лучше. Попытки совести достучаться до неё пресекаются на корню. Это уже не человек, а машина с единственной прошитой целью. Их «отношения» с Логеном — всего лишь попытка сбросить напряжение. У этой машины просто нет понимания, что делать в таких ситуациях: жизнь к этому её не готовила.

    Любимый персонаж — Глокта. Вот уж кто умеет танцуя выбираться из любой передряги. Когда не ценишь свою жизнь, не трясёшься за неё и понимаешь, что сопротивления оказать не сможешь, выход находится легко. Не сказать, что этот бывший солдафон особенно подкован в политических играх или чутко считывает эмоции людей, но поступает он всегда так, как нужно для благоприятных последствий. Чертяка языкатый может выболтать себе лучшие условия в любой ситуации. Но при этом остаётся удивительно сердечным человеком, несмотря на все зверства, творящиеся его руками, даже по отношению к тем, кто этого не заслужил. Его печаль об утраченных друзьях — «преданных» практиках, Весте, всех, кто отвернулся от него после возвращения из гуркхульской тюрьмы — показывает наличие в его душе тепла, которого не ожидаешь от королевского инквизитора. К Арди он относится по-людски, без жалости, не трясётся над ней как над хрустальной вазой — и это восхищает. Их брак был неожиданным, но очень логичным. Читать его колкие реплики — отдельное удовольствие. В начале цикла я предполагала, что каким-то образом, магическим или иным, его «починят», но к концу поняла, что это только испортило бы персонажа. Хотя жалость к нему преследует весь цикл: его постоянные физические страдания заставляют сердце болезненно сжиматься. Но иногда так и нужно — не могут же все персонажи быть прекрасны, словно греческие боги.

    Автор пишет прекрасно: слог ложится легко, нет конфликтов в описаниях или логике мира. Картонных персонажей нам не подкидывают — все вызывают эмоции, все понятны. С удовольствием буду читать остальные творения маэстро.

    Содержит спойлеры
    7
    33