Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вельд

Рэй Брэдбери

  • Аватар пользователя
    Lukosh29 ноября 2025 г.

    Идеальное будущее как начало катастрофы

    Вельд — засушливое плато в ЮАР, опасность от которого может быть только в виде жажды. Но Южная Африка — это ещё и про львов, которых в одноимённом рассказе Р. Брэдбери достаточно. Насколько название себя оправдывает и что действительно скрывается под африканским зноем?


    Из аннотации: «Вельд» — рассказ Рэя Брэдбери, опубликованный в сентябре 1950 г. про Джорджа и Лидию Хэдли, пару, живущей в полностью автоматизированном доме, который обслуживает все их потребности. Центр дома — детская комната виртуальной реальности, которая материализует мысли их детей, Венди и Питера. Когда в комнате постоянно проецируется тревожная африканская саванна, населённая львами, Лидия начинает подозревать, что что-то не так. В ходе расследования родители обнаруживают, что технологии и детское воображение могут выйти из-под контроля.

    Да, технологии не умеют думать, они искусно компилируют и обращаются с тем материалом, на котором их учили. И у ИИ нет ни эмоций, ни памяти — кроме последних ответов в вашем чате — поэтому он не запомнит, если вы ему нагрубили либо как-то «не так» высказались. К слову, программа настроена так, чтобы не грубить вам и пресекать слишком неоднозначные слова, которые иногда лезут из сердца.

    Но никто не предскажет, что будет лет через несколько. Кроме Брэдбери, который посчитал, что полностью автоматизированная жизнь не за горами, но это будет началом конца человечества. Даже если эта «автоматизация» разработана во благо человека: комната должна была помогать изучать детскую психику и корректировать её. А не вот это всё… Но не буду намекать на в целом предсказуемый финал.

    Брэдбери явно испытывал глубокую тревогу по поводу будущей добровольной пассивности человечества, которую описал в «Вельде»: вспомните его рассказ «Пешеход», в котором целый город с радостью отказался от своей активности, чтобы каждый вечер сидеть дома и пассивно часами смотреть телевизор. И подобные опасения, очевидно, подпитывают «451 градус по Фаренгейту», где книги запрещены не из-за того, что в них говорится, а из-за того, что они символизируют: свободу слова и критическое мышление, а не пассивное потребительство. Можно вспомнить здесь же оскаровский «Валли», где вынужденная космическая прогулка людей затянулась и сделала из них пассивных лентяев.

    «Вельд» можно проанализировать с точки зрения теории З. Фрейда о странном чувстве, которое мы испытываем, обнаруживая знакомое в незнакомом или незнакомое, таящееся в знакомом. Один из классических примеров, приводимых Фрейдом, — идея оживающих неодушевлённых предметов, таких как куклы или резные крокодилы на столе, которые начинают двигаться. Согласно этой теории, все мы наследуем, как из нашего индивидуального, так и коллективного прошлого, определённые верования в анимистические и магические явления (например, вера в существование духов), которые, по мнению Фрейда, большинство из нас в значительной степени, но не полностью, преодолели. Он считал, что только когда действительно происходящее  в нашей жизни подтверждает преодолённое первобытное верование, мы испытываем чувство сверхъестественного. Однако явление должно не только восприниматься как происходящее в реальности, но и вызывать неопределённость относительно того, что же реально. Как выразился Фрейд, явление должно вызывать «конфликт суждений относительно того, не являются ли вещи, которые были «преодолены» и считаются невероятными, в конечном счёте невозможными.

    Львы изначально были симуляцией, проекцией детских мыслей. Вернее, должны были таковыми быть. Однако дети этой четы пошли дальше: они сами решили поставить эксперимент и проверить насколько можно контролировать природу во всех её смыслах. Брэдбери мастерски использует наши страхи перед сверхъестественными явлениями, чтобы создать жуткую и поучительную историю о наших отношениях с технологиями.

    «Вельд » Р. Брэдбери — тревожная история, которая поднимает фундаментальный вопрос: что произойдёт, когда технологии перестанут быть инструментом и станут хозяевами положения? Некоторые интерпретируют «Вельд» как историю о людях, использующих технологии для совершения зла, или как свидетельство того, что наша растущая зависимость от машин, а не друг от друга, создаёт барьеры между членами семьи. Однако в основе как научно-фантастического, так и человеческого аспектов повествования лежит экологическое послание Брэдбери: природу невозможно контролировать. Близнецы усвоили этот урок, но родители и большая часть остального «цивилизованного» мира, по-видимому, не имеют об этом ни малейшего представления.

    Так оправдывает ли название суть описанного (рука не поднимается написать «придуманного», ибо это уже сегодняшняя почти реальность)? Да, пороки, дефекты не видны сразу, как и окружающий мир невозможно укротить. Всё познаётся в сравнении. И на пустынной выжженной местности можно жить — львы так и делают — и сегодня не всё так печально, если задуматься о будущем планеты уже сейчас.

    6
    106