Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Унижение

Филип Рот

  • Аватар пользователя
    Аноним14 октября 2015 г.

    Совсем небольшая повесть Филиппа Рота, одного из четырех классиков современной американской прозы. Звезд не хватает, понравилась меньше, чем "Космополис" Делило, но может быть потому, что такая небольшая. Почему "Унижение" - не совсем ясно на русском. Хотя английское название более сговорчивое - "Humbling", что не унижение в смысле, когда кто-то кого унижает, а имеется в виду скорее падение, постепенное размазывание героя по грунту, умирание и смирение.
    Собственно, книга об этом. Стареющий актер Эльстер страдает от депрессии и от того, что не может нормально играть на сцене. Он попадает в сумасшедший дом, это ему не помогает. Он возвращается домой, от него уходит жена. Но тут - во второй главе - он встречает Пиджин, дочь своих старых знакомых, которой 40 (может быть, автор мог сделать героиню и еще более молодой, но тогда это было бы совсем странно, ведь главному герою - 65). Она лесбиянка, но тем не менее влюбляется в него. Он дарит ей шмотки, поселяет в своем доме. А потом они устраивают групповой секс с девушкой, которую они сняли в баре, и Пиджин уходит от него, скорее всего, к ней. А Эльстер, долго носивший в себе мысли о самоубиийстве, идет на чердак и стреляется из ружья. Конец.
    Сюжет перекликается с книгой, которую я давно читал, она называется "Отель Танатос", куда отправляются люди, которые уже все потеряли и хотят покончить жизнь самоубийством. Но там есть специальные актеры, которые делают вид, что влюбляются в них, постояльцы обретают веру в себя и жизнь, и тут-то их и убивают. На пике счастья. У Рота такой пик тоже есть - сцена, где Эльстер едет к доктору и пытается узнать, каков шанс, что его ребенок родиться проблемным. А потом его бросает Пиджин. Возможность иметь ребенка становится для него спасающей идеей, он готов вернуться на сцену и т.д. и т.п., а потом она его бросает. И все кончено.
    Одиночество, смерть, никому не нужность, старение, депрессия, отсутствие веры в себя и будущее. И много других приятных вещей, которые стирают жизнь главного героя и превращают его в постепенное стирание. А все, что было - было лишь временно. Но - и здесь автор использует Альбера Камю в эпиграфе - может быть временное это и есть человеческое? Ну, актерский талант - он , конечно, не может быть вечен, потому что тело не вечно. Или любовь Пиджин - ну она сама по себе не может быть с тобой, потому что такова ее натура. Что там еще? Да ничего не вечно. Все временно. Как бы - было и хорошо, забудь. Или нет? Какова мораль всего этого? Стоическая, эпикурейская, циническая?
    или может быть Шекспировская из "Бури" - все исчезает.
    Любителям хеппи-эндов явно не сюда.

    5
    239