Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Veiller sur elle

Жан-Батист Андреа

  • Аватар пользователя
    Аноним4 ноября 2025 г.

    Сохранить в себе человека

    Очередной роман Жана-Батиста Андреа, удостоенный в 2023 году Гонкуровской премии, покорил моё сердце. На этот раз перед читателями раскрывается история жизни малорослого (но при этом очень симпатичного) человека, обладающего даром чувствовать камень и умеющего его обрабатывать. Однако по-настоящему судьба итальянского скульптора начинает вершиться только тогда, когда он встречает друга всей своей жизни — самодостаточную и очень умную девушку из богатой семьи, которая своими необычными для начала XX века взглядами переворачивает мир главного героя. Его бедность не имеет для неё абсолютно никакого значения, ведь они родственные души друг для друга, а это гораздо важнее, чем просто быть любовниками или мужем и женой.


    Жизнь — это череда решений, которые были бы иными, если начать всё заново…

    На 500 страницах романа «Храни её» разворачиваются события, охватывающие самые печальные для Италии события, в том числе две мировые войны и фашистский период. Несмотря на то, что страна бурно развивается (происходит электрификация даже самых отдалённых деревенек, осуществляется переход от конных экипажей к автомобилям и пр.), главная героиня по-прежнему остаётся в плену своего статуса, обусловленного полом. Она, поглощающая тысячи книг из библиотеки своего отца, слушающая по ночам голоса покойников на кладбищах и мечтающая о полётах, вынуждена выйти замуж по расчёту. Трагичный образ главный героини — это ода всем сильным женщинам мира, воспетая Ж.-Б. Андреа на страницах своей книги.


    …если Христос — страдание, то как ни верти, выходит, что Христос — женщина.

    Кроме того, роман «Храни её» исследует природу зла, его корни и последствия через истории главных и второстепенных персонажей. Герои книги действительно живут в эпоху войн и власти диктатуры, когда проявляются самые худшие качества человечества. Однако внешние обстоятельства не являются определяющими; люди должны принимать ответственность за (не)совершённые ими поступки, даже если выпало родиться и жить в тревожное время. На мой взгляд, именно эта идея пронизывает всю канву повествования.


    Никто и никогда специально не делает ничего плохого, прелесть зла именно в том, что оно не требует усилий. Просто смотреть и не вмешиваться.

    Помимо обозначенных тем, в произведении также поднимается проблема взаимоотношений искусства и власти (на ум сразу приходит увидевшая недавно свет книга Г. Яхиной «Эйзен», в которой вопрос свободы творчества в период всевластия является одним из основных). Именно с загадочной скульптуры, созданной главным героем, начинается и заканчивается роман «Храни её». Я уверена в том, что писатель намеренно закольцовывает рассказанную им историю, желая тем самым донести до читателей следующую мысль: несмотря на режимы, готовые взять себе на службу искусство с целью пропаганды, истинные творения оказываются вне времени и политики.


    …нет никаких границ. Ни наверху, ни внизу. Ни больших, ни маленьких. Любая граница — фикция. Кто это понял, тот обязательно мешает тем, кто выдумывает эти границы, и ещё больше тем, кто в них верит, то есть почти всем…

    Роман «Храни её» — третье прочитанное мной за год произведение Жана-Батиста Андреа. Сдержанные, поэтичные и безупречно точные, они великолепно подчёркивают универсальность его историй, исследующих темы чистой любви, творческого самовыражения и сохранения общечеловеческих ценностей.

    19
    681