Рецензия на книгу
Символ и ритуал
Виктор Уиттер Тэрнер
Аноним27 сентября 2015 г.Виктор Тэрнер из тех исследователей-антропологов, которые собирали материал для своих монографий не на полках библиотек, а в живом общении с представителями примитивных обществ. В его случае полевые работы проводились в центральной Африке в племени ндембу. Меня всегда восхищает смелость и открытость таких учёных, их желание понять представителей чуждых культур, готовность покинуть тёпленькую, насиженную зону комфорта.
Интересно, что Тэрнер не ограничивается анализом местных верований и обычаев, а выстраивает оригинальную, изящную концепцию, в которой связывает воедино истоки таких разных явлений, как движение хиппи, шутовство, куртуазная средневековая любовь, индийский ритуальный секс. Кроме того, текст изобилует отсылками к Шекспиру, Чехову, Достоевскому и прочим литераторам.Не хочу заниматься здесь пересказом книги, поделюсь тем, что заинтересовало именно меня.
У ндембу есть знакомые всем бинарные оппозиции мужчина-женщина, чистое-нечистое, День-ночь и т.д. При этом ндембу не группируют понятия так, как повелось у европейцев или китайцев: мужчина-чистое-день... и женщина- нечистое-ночь. Они в большей мере ориентируются на контекст: во время инициации девочек неблагоприятными нечистыми считаются мужские символы и наоборот, женские символы являются нечистыми в случае обряда обрезания мальчиков.
У ндембу немного мифов, в том числе космогонических. Их ритуал не столько транслирует миф, сколько моделируется из основных символов, как из конструктора.
Жизнь человека и общества представляет собой диалектическое сосуществование структуры и её противоположности коммунитас. Это и есть та изящная концепция, о которой я писала вначале. Коммунитас, как состояние священного хаоса, ощущение общности со всем человечеством может возникнуть в переходный период, во время инициации или революции. Состояние коммунитас мы можем испытать, например, в преддверии нового года, после чего спокойно вернуться к очищенной, обновлённой структуре.В своей работе Тэрнер вступает в полемику с такими китами, как Эмиль Дюркгейм и Клод Леви-Стросс. При этом свои аргументы он формулирует без малейшей примеси сарказма, деликатно, но настойчиво. Так что получается очень этичная, интеллигентная полемика. Хочется сказать пару слов о вступительной статье. В этом сборнике она очень грамотная, в ней изложены основные тезисы, и после её внимательного прочтения можно приступать к чистому, без чесания в затылке, наслаждению текстом.
На закуску (дети, закройте глаза и уши!)
А теперь не удержусь и приведу умилившую меня магическую песню ндембу....мне пропели песню из ритуала Nkula, исполняемого inter alia при лечении женщины от фригидности, препятствующей, как полагают ндембу, зачатию ребенка,
а также связанной с менструальными расстройствами вроде меноррагии и дисменорреи. В песне поется:Ты уничтожаешь полосы мангуста, это твоя привычка,
из-за которой ты отказываешь мужчинам, ты уничтожаешь полосы
Мне объяснили, что nkala — это вид мангуста с красными, белыми и черными полосами на спине. Песня означает, что «больная — плохая, бесполезная женщина,
без силы (kawahe-ta ng'ovuku) — ты сама разрушаешь в себе женщину; тебе следует иметь детей, ты недостойная грешница (nawatelelaku). Ты — холодная женщина
(walwa mwitala — букв, „мертвец в доме“). У мангуста есть полосы, но эта женщина, имея половые органы, не употребит их в дело».18634