Рецензия на книгу
Морис. Рассказы
Эдвард Морган Форстер
Аноним25 сентября 2015 г.Насквозь эдвардианский роман ведет нас путями юного Мориса Холла. Молодой человек только что поступил в Кембридж, влюбился в однокашника Клайва Дёрема, и вдвоем они безуспешно борются со своей страстью, всё глубже погружаясь в приятную интимность мужских отношений. Морис свято верит в максиму Contra Mundum — двое влюблённых против всего мира. Однако спустя три беззаботных и казалось бы счастливых года Клайв решает "стать нормальным", женится и разрывает отношения с Морисом. В приступе суицидальной паники, подталкиваемый Клайвом, Морис обращается к гипнотерапевту, надеясь вылечить свою гомосексуальность. «Я хочу быть таким же, как другие мужчины, — говорит он доктору, — а не отбросом общества». Но с натурой не поспоришь: в конце концов Морис находит себя в объятиях грубоватого егеря Алека Скаддера. На этот раз он не противится своей природе, отдается чувствам и решает бросить всё ради возможности быть вместе — к ярости и разочарованию Клайва.
В 1987 году режиссер Джеймс Айвори экранизировал «Мориса» с Хью Грантом и Рупертом Грейвзом в главных ролях. Но каким бы удачным ни был фильм, он не приблизился в своей смелости к роману. Поражает, как похожи эмоциональные переживания многих молодых мужчин, столкнувшихся со своим пробудившимся либидо, на переживания Мориса, описанные Форстером сто лет назад. Как впоследствии стало ясно по записным книжкам Форстера, он намеренно написал роман в защиту гомосексуальности и намеренно придал истории счастливый финал, хеппи-энд — и это в то время, когда такое чувство криминализировалось и осуждалось всем Западным миром.
Читая роман сейчас, мы подчас ловим между строк легкое ощущение стыда Форстера за собственную гомосексуальность. Но обостренное чувство несправедливости, угнетенность мужчин, вынужденных всю жизнь проводить под угрозой шантажа и социального падения, пробивается из каждой главы. Любовь, расцветшая между джентльменом Морисом и егерем Скаддером, была настолько аморальной в глазах тогдашнего общества, что пересиливала все социальные и классовые неравенства. А отсылки к «невыразимому пороку греков» будто напоминают читателю, что было время, когда гомосексуальность не порицалась, в мужчин не тыкали пальцами, — наш собственный Золотой Век, исторический и культурный бэкграунд.
Роман «Морис» посвящен «более счастливому году», что обычно понимается как намек на окончание Первой мировой войны. Однако что-то подсказывает, что Форстер имел в виду более отдаленное будущее, когда гомосексуальность перестанет считаться вселенским злом и пороком извращенной натуры. Хотя роман был закончен в 1914 году, опубликован он был только после смерти автора в 1971-ом.
В некрологе The Times Форстер назван «самым почитаемым английским романистом своего времени». Спорно, изменилась ли бы оценка, если бы «Мориса» опубликовали еще при жизни автора. Но сегодня, в наше более просвещенное время, стоит признать, что роман относится к числу достойнейших вещей Форстера и важнейших произведений гей-литературы.
321,3K