Рецензия на книгу
Сны мангаса
Клим Германович
Аноним13 октября 2025 г.«Обитатели ада любят свой ад» - калмыцкая поговорка
Клим Германович
Сны мангаса
Антиутопия, магический реализм 18+Эпиграф к книге: «Обитатели ада любят свой ад» - калмыцкая поговорка
Книга – антиутопия и чудовищная фантасмагория. Персонажи книги живут в недалеком будущем пост апокалипсиса. После ядерной войны с Китаем вся Восточная Сибирь превратилась в безжизненную пустыню. Народы переселили в специально созданную для них буддистскую «Благословенную Автономию». Время будто откатилось вспять. О научно-техническом прогрессе забыли. Еще встречаются жалкие остатки старой техники – раритеты былой эпохи. Мир будто вернулся в прошлое – в век девятнадцатый с лошадьми, бричками, роскошью князей и царящей вокруг беспросветной нищетой простого народа.
В Государстве религия тесно переплетена с политикой. Государь расселил всех подданных согласно их вероисповеданию. Ереси в таком государстве нет места, ересь приравнивается к измене, еретиков преследуют государственные опричники и наказывают. Пытки, смертная казнь, коррупция в этом государстве – обыденность.
Степан Ильич Блудов, опричник, едет в городишко Степной в Автономии, чтобы разобраться с местной ересью. В Степном у него важная встреча с местным Гурхан Ламой - Сан Санычем. Государь хочет, чтобы в подвластной ему Автономии «обнаружили» новую реинкарнацию Далай-ламы.
Степан Ильич – персонаж резко отрицательный, но такой характерный для мира книги. Опричник, чиновник, преданный Государю. Преследующий за веру, но сам неверующий. Вера в мире книги – это способ управления, манипуляции народными массами, среди которых, несмотря на жестокие карательные меры, сохранилось еще немало «бунтовщиков».Жанр книги я бы определила, как философскую притчу. Сюжет книги дробится на мелкие эпизоды, объединенные общим «миром» этого теократического государства будущего. Здесь нет последовательности, каждый эпизод представляет собой рассказ о каком-то одном событии, иногда ряд эпизодов объединяет общая сюжетная линия. Все эпизоды - словно отдельные бусины в буддийских четках, нанизанные на общую канву повествования об этом ужасном мире будущего. О Государстве, где процветает жестокость, где правят зажравшиеся, циничные, омерзительные чиновники. Где веру превратили в предмет манипуляции народными массами. Где люди нищие и бесправные, и каждого могут схватить, обвинить в «ереси» и подвергнуть жестокой расправе.
Многочисленные и многостраничные чиновничьи пиры мне напомнили эпоху правления Калигулы с чрезмерной роскошью и всевластием. А царящий повсеместно оккультизм - агонию Третьего рейха. В государстве процветает насилие, причем как на уровне физическом («Надобно без раздумия ногами харю охаживать, коли та подозрительной кажется»), так и на уровне духовном.
Государство держится на религии и войне.Цитаты:
«Конфликты с напавшими или только планирующими вторжение соседями всегда были частью коллективного сознания народа. Можно даже сказать, его гордостью. Историю страны уже с начальной школы преподавали как бесконечную череду побед, памятью о которых напитывались новые поколения солдат».«нужно возвеличить павших за правое дело и расчеловечить не заслуживающего пощады противника»
Государь воюет с «супостатами» и в то же время продает им землю возле Ростовской «ядреной» = ядерной станции. Под «душехранилку», в которой будут храниться души «заокеанских деградантов, которые хотят жить вечно». Эту «душехранилку» символично взрывают православный, буддист и мусульманин.
Единственное, что здесь прекрасно – это степь, которая ассоциируется с пустотой. И свободой. С миром, где нет человека и нет войн, и царят покой и безмятежность.И напоследок. Мир, в котором Чхартишвили (признан в Российской Федерации иностранным агентом) стал «замечательным детским писателем» - поистине антиутопия! Не хотела бы я жить в таком мире.
Литературный язык книги богатый и красочный, что еще больше усугубляет впечатление от царящего в этом мире беспросветного ужаса.990