Рецензия на книгу
Братья Шелленберг
Бернгард Келлерман
Аноним1 октября 2025 г.История одного уязвлённого самолюбия
Волею судьбы молодой офицер Венцель Шелленберг оказывается в числе многочисленных секретарей промышленного магната Раухайзена, все сотрудники для которого не больше, чем автоматы, выполняющие возложенную на них функцию.
Со временем холодность, расчётливость и безучастие к жизни людей, отличавшие старика, станут раздражать Венцеля, а немного погодя это недовольство перерастёт в ненависть к Раухайзену. Однажды Венцель Шелленберг опаздает на службу на 10 минут. Раухайзен не сделает никакого выговора, но его молчание будет во сто крат оскорбительнее, как если бы он обругал своего секретаря последними словами. Ещё одно опоздание на 15 минут послужит причиной для перевода Венцеля на другое место. Без объяснений Раухайзен вычеркнет молодого Шелленберга из числа ответственных работников. Самолюбивый секретарь не выдержит молчаливого оскорбления и уйдёт со службы.Однако во время работы он многому научился у старика. Воспользовавшись экономическим кризисом, падением марки, Венцель станет проводить успешные операции, пользуясь кредитами и скупая за бесценок земли, заводы, рудники. Венцель Шелленберг с его деловой хваткой, высокой работоспособностью и неутомимой энергией за короткое время сколотит себе такое состояние, которое едва ли будет уступать богатствам Раухайзена.
Вот так 10 минут и презрение начальника могут изменить жизнь человека! Венцель Шелленберг сумел доказать всем: он не пустое место, не автомат. Он заставил с собою считаться. Теперь для него существуют только деньги, развлечения и женщины. Остальное не имеет значения.
Другое дело его брат Михаэль, учёный. Этот идеалист хочет служить людям, которые в период кризиса вконец обнищали и умирают от голода и болезней. Михаэль верит, что общий труд, правильное использование природных ресурсов превратят Германию в процветающее государство, исчезнет голод, несправедливость и неравенство. Младший Келлерман создаёт общество "Новая Германия", куда принимает всех безработных, а затем отправляет на освоение новых земель и строительство поселений. В идеалах Михаэля вроде бы как отразились представляения об устройстве мира самого писателя Келлермана.
Однако линии Михаэля уделено не так много страниц. Только два крупных разговора произойдёт между братьями, из которых станет ясно, к чему стремится каждый из них. Венцель не верит людям, не жалеет их, не видит смысла им помогать (для этого существует правительство), для него важно только его собственное благополучие и удовольствие. Михаэль пытается образумить Венцеля, говоря о том, что такое пустое времяпрепровождение не приведёт ни к чему хорошему.
Жизненный взгляды братьев противопоставлены, но, надо отдать должное Бернгарду Келлерману, в уста героев он вкладывает весомые аргументы, а потому, как это обычно бывает, истина не на стороне Венцеля или Михаэля, а где-то посередине.
Герои, которые сталкиваются с Венцелем, страдают (история Женни Флориан). Те, кто приходит к Михаэлю, спасаются (линия Георга Вайденбаха: он выбрался сам и вытащил из нищеты возлюбленную).
Находясь на пике своего благополучия, Венцель остаётся всё-таки как будто неудовлетворённым. И только когда он видит дочь старика Раухайзена Эстер, понимает, чего же ещё ему не хватало в этой жизни. Любовь ли овладела Венцелем? Навряд ли. По-моему, всё то же самолюбие, желание отомстить бывшему начальнику заставляет его покорять новую высоту и брать приступом сердце избалованной и не слишком принципиальной женщины. Эстер так же любит деньги и развлечения, она - отражение Венцеля и, как и он, не особенно считается с теми, кто рядом.
Второй раз в жизни Венцель будет глубоко уязвлён. Эстер обесценит все достижения мужа: и богатство, и статус, и власть. И снова старшему Шелленбергу придётся искать способы самоутвердиться. На этот раз он обретёт смысл, продолжая дело брата. Отнюдь не человеколюбие и не желание помочь миру управляет Венцелем, хотя, кажется, Келлерман верит, что его герой действительно что-то осознал. Просто Венцель не может жить без дела, ему надо куда-то приложить его кипучую энергию.
Но что движет героем, в принципе, дело десятое, в одном немецкий классик несомненно прав:
человек может обрести счастье только тогда, когда станет что-то делать для других.(По жанру, конечно, возникают вопросы, потому что читаешь вроде бы как социальный роман, а в тоже время и любовный, но, возможно, именно это и не делает книгу скучной).
541