Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Утонченный мертвец

Роберт Грэм Ирвин

  • Аватар пользователя
    dezoti16 сентября 2015 г.

    «Порвать с сюрреализмом не так просто, как кажется. Вопрос не в том, хочешь ли ты порвать с сюрреализмом. Вопрос в том, захочет ли сюрреализм порвать с тобой».

    Дальше...


    На деле оказалось иначе. Перефразируем.
    «Порвать с мыслями о Кэролайн не так просто, как кажется. Вопрос не в том, хочешь ли ты порвать с мыслями о Кэролайн. Вопрос в том, захотят ли мысли о Кэролайн порвать с тобой».

    С одной стороны сюрреализм, поток сознания и подсознания, гипнагогические видения, хаос мыслей и чувств, смелые ходы, эпатаж, сложность мировосприятия.
    С другой стороны мещанский ум, трезвый взгляд, простота, обыденность.
    На одном берегу художник Каспар с его «Серапионовыми братьями», на другом — машинистка Кэролайн со своей неискушенностью и красотой. Два противоположных мира. Между ними река, назовем ее любовью. Смогут ли два этих существа с разных планет плыть вместе по течению, не сходя на берег? Роберт Ирвин задается целью ответить на него.

    Но помимо этого Роберт Ирвин крайне легко и непринужденно рассказывает от имени некоего Каспара историю о зарождении сюрреализма, о серапионовых братьях, группе художников, писателей, поэтов, для которых сюрреализм не только забавная игра, причуда, больная фантазия, но и что-то вроде воздуха, которым они поддерживают свое существование в столь тяжелое время, как 30-е годы 20 века. Чудаки от искусства, эти «эстетические бандиты и паразиты», ущемленные, несчастные люди, изуродованные, беспомощные без своих подпорок (алкоголя, наркотиков, всеобщего внимания), желающие провоцировать, эпатировать, изумлять, считали сюрреализм наукой о высшей реальности, искали и находили чудесное и таинственное в любых проявлениях повседневности, шокируя и возмущая человека, выводя его за пределы его ординарного мышления, помогая освободиться от узости предубеждений и демонстрируя реальность такой, какой он раньше ее не видел.

    Сюрреалисты одержимы свободой, это их идея фикс. Освободиться значит дать волю глубинным, скрытым порывам души, снести все барьеры на пути воображения, крепко зажатого в тисках разума. И Каспар тому пример. Он пытается быть иррациональным, отвергающим эстетические и моральные критерии, сосредотачиваясь на неявном в себе, проявляющемся в сновидениях, в гипнагогических образах, в живописи.

    В романе фигурируют такие персонажи как Андре Бретон, Сальвадор Дали, Гала Дали, Поль Элюар и другие известные личности.

    Роман к тому же интригующий. Мало того, что в нем интересно показаны жизнь и творчество сюрреалистов, так еще есть и интрига — внезапное исчезновение Кэролайн, исчезновение, которое кардинально меняет реальность Каспара, в результате чего на выходе он предстает другим человеком, как впрочем, и Кэролайн. И это особая тема. Из мещанки, для которой следование большинству считается нормой, умеренной во всем, не признающей крайностей Кэролайн, как мне кажется, превращается посредством сюрреалистов в даму, жизнь которой наполнена приключениями, острыми ощущениями, необыкновенным опытом. И в чем-то Кэролайн даже превосходит Каспара, бросая ему в лицо достойное, точное и обоснованное суждение:
    «При всех твоих устремлениях к запредельному, ты все равно остаешься в пределах, очерченных миром, который ты с таким пренебрежением называешь обыденным».

    В книге есть один крайне любопытный эпизод, мимо которого не хочется проходить мимо. Во время Второй Мировой Войны в Англии Каспар работал военным художником.
    «Мне и самому было странно стоять за мольбертом посреди горящих руин, вдыхать пронзительно-едкий дым, смешанный с запахом обугленной плоти, и как ни в чем ни бывало зарисовывать руки и головы, торчавшие из кирпичного крошева, в то время как люди вокруг суетились, пытались разгребать завалы, тащили пожарные шланги и передавали друг другу по длинной цепочке ведра с водой».
    Каспар, рискуя своей жизнью, прятался не только от бомб, падающих с неба, но и от людей, способных разорвать его в клочья.

    Вообще повествование очень динамичное, никакой затянутости в сюжете нет, развязка неожиданная и по мне так совсем отличная, все персонажи достоверные. За такой книгой можно одновременно отдыхать и размышлять.

    Резюме.

    В итоге мы имеем захватывающую историю о сюрреалистах, в обыденной жизни которых, как что-то само собой разумеющееся, наличествуют оргии, гипноз, самоубийства, крутые повороты, непрерывные заигрывания с реальностью, с потусторонним миром и непомерное желание выйти за привычные рамки бытия и сознания, желание проживать жизнь свободно, без стыда и стеснения, ярко, насыщенно, творчески, любвеобильно.

    4
    93