Рецензия на книгу
Комната утешения
Руфь Гринько
Аноним26 сентября 2025 г.Критическая недосказанность
Одиночество есть человек в квадрате, писал некогда Иосиф Бродский. И эта книга именно про это. И хоть она попала мне совершенно не в то время и не в то настроение, я постараюсь рассказать о ней непредвзято.
С первых страниц мне стало понятно, что книга эта - блюдо абсолютно лингвистическое. Я бы даже, сказала местами проскакивает лингвистическая синестезия. Это, чтобы вы не гуглили, такой неврологический феномен, когда люди ассоциируют и ощущают вкус/цвет букв и слов. А ещё у главной героини дислексия, и вот тут все переплетается.
Если подбирать кулинарные аналогии к этому тексту, то это такое тесто: местами погуще, местами пожиже, а местами вообще с комочками смыслов. Поэтому и впечатление у меня от нее такое же неоднородное.
Повесть пестрит синонимическими перечислениями и перепадами настроения, текстуры и стиля текста. Причем иногда она переступает черту между столь свойственной постмодерну фрагментарностью и сумбуром. Впрочем, второе тоже может быть не лишено смысла, учитывая, с чего началась самовольная изоляция героинь (не спойлерю, хотя вряд ли реальность может быть спойлером).
Случается нечто страшное, и героини закрываются в квартире, чтобы как-то пережить это. Одна половина истории практически в жанре “повседневность”, быт людей с ментальными проблемами, которые ковыряют свое прошлое, ковыряют друг дружку, рассказывают сказки, пялятся в окно и поедают мяту. Вторая - это те самые придуманные сказки, которые, конечно же, несут в себе определенные символы.
Критическая недосказанность. Этим можно охарактеризовать многое в этом тексте. Стиль написания, поведение героев. Т9 принял слово "поведение" за "повреждение". И это тоже, да.
В некоторых местах есть пересечения с романом Двести третий день зимы Ольги Птицевой, только, пожалуй, Комната утешения отличается большим сентиментализмом. Но самое главное мое ощущение - этот текст очень закрытый для читателя. Вот ты стоишь перед этим домиком и подглядываешь то в окно, то в замочную скважину, то в щелочку, и тебе дают историю только по кусочкам. Что-то ты угадываешь, что-то додумываешь.
Хоть большой любви у меня с этой книгой не случилось, в целом она была неплоха.
16165