Рецензия на книгу
Круть
Виктор Пелевин
Аноним23 сентября 2025 г.Ожидание выхода очередного пелевинского романа - это прекрасный повод наконец-то полюбить осень, из года в год дарящую нам чудесную возможность испытать невероятное читательское наслаждение, прикоснуться к чему-то поистине неординарному.
А еще пелевинская книга с названием, чуть намекающим на ее содержимое (впрочем, не расслабляйтесь раньше времени: у Пелевина не все так прозрачно, как может показаться на первый взгляд), - отличный пример для других авторов, натужно изобретающих сюжеты или вымучивающих метафоры в безграничных поисках любви читателя-привереды, которого с каждым годом удивить, увлечь, зацепить чем-то по-настоящему становится все сложнее.
А Пелевину все перечисленное удается с невообразимой легкостью (аж завидки берут), а ведь оперирует, по сути, теми же буквами и словами, теми же образами и темами. Даже банальный, чертовски избитый, всем известный сюжет выходит из-под его пера блестящей историей, в которой прекрасно и приятно все. Приятно глазу, слуху, осязанию. Приятно серым клеточкам мозга, ведь хитро закрученная интрига заставляет строить собственные версии произошедшего и вздрагивать на неожиданных сюжетных ухабах - их будет много, так что держитесь крепче. В процессе чтения не перестаешь восхищаться все время встающими перед глазами образами - красочными, выпуклыми и живыми. Не устаешь восхищаться персонажами, хотя, казалось бы, чем там восхищаться: людские пороки господин Пелевин рисует нам так же ярко. Не можешь оторваться от книги - бумажного ли томика в пять сотен страниц или его электронной версии, - пока не добредешь до заключительной страницы. Долгие часы перед гаджетом или бумажной книгой в поисках главной разгадки многолетнего успеха автора, ответ же прост и сложен одновременно.
Иногда можно позволить себе быть несерьезным, не заигрываться в построение подтекстов и философских посланий человечеству, говорить как есть, не таясь и не прикрываясь иносказаниями, смело иронизировать над другими и собой. Строить увлекательный сюжет из ничего, щедро приправляя все сказанное в книге занятными деталями, необычными подробностями, сюжетными и лексическими вывертами.
Итак, берем всем привычный архетипический сюжет - борьба главного героя со злом. Причем, внимание, мы не упаковываем это в тугую обертку из смыслов/подтекстов, которыми так любят пичкать читателя некоторые из современных писателей - что наших, что зарубежных. Вовсе нет, Пелевин учит быть откровенным с собственным читателем и не держать того за дурачка, не понимающего, что к чему в нашем необъятном мире. Говорит с читателем автор (посредством своих персонажей, разумеется) на равных и прямо: вот - герой, вот - зло.
Именно такую формулировку своего очередного служебного поручения от вышестоящего руководства и получает, кстати, наш любимый следователь Маркус Зоргенфрей. Демоническое извечное зло, по мнению Ломаса, было заключено... в динозаврах (неожиданный поворот, их здесь реально будет много), но Иисус уничтожил его (и динозавров заодно). Вот только оно все-таки отчаянно пытается прорваться в наш мир - под другими именами и личинами. Демон Ахилл ищет себе новое пристанище, новый комфортабельный сосуд для земного воплощения. И кто же более остальных подходит для этой великой во всех смыслах цели? Ну конечно, криминальные и уголовные элементы - их сложнее контролировать, они всегда где-то в тени, в подполье, их мысли зачастую загадка для добропорядочных граждан.
Маркусу и предстоит быть свидетелем (и опосредованно даже участником) этой вербовки и предотвратить грядущее разрушение мира. Благо что обитают наши герои во времена симуляции, и подключиться к мозгу заключенного - пара пустяков, зато мы получаем неограниченную возможность посмотреть на мир глазами уголовника в теле динозавра - чего только не случается в фантазии Пелевина...
Нежно люблю его за это: при всей сложности конструкций пелевинская проза легко разложима на простые элементы. Да, здесь много всего намешано, но разобраться при желании можно.
Мы видим мироздание на нескольких уровнях. Вот эпоха динозавров. Хотели узнать побольше про рептильный мозг (о, мое любимое выражение в книгах эволюционных биологов и психологов типа Сапольски и прочих), так отправляйтесь к этим самым рептилиям! В прямом смысле слова.
А вот мы в лагере-ветроколонии, где зэка неустанно крутят педали на пользу обществу. Спустя буквально пару страниц-мгновений мы в самом деле переносимся из мезозоя в среднестатистическую тюрьму со своим сленгом, обычаями, устоями и авторитетами. И как всегда у Пелевина, все чертовски узнаваемо и зримо.
Легкий взмах ресницами - и мы в кабинете непосредственного начальства, где за рюмкой коньяка слушаем долгие философские беседы на злобу дня, Ломас это умеет.
Бескрайняя пелевинская ирония и самоирония, как обычно, бьет точно в цель. Достается без преувеличения всем: и правящей верхушке, и либералам, и оппозиции, и феминисткам, и литкритикам (о, образ Рыбы, увиденный однажды, позабыть, думается, невозможно), и русским, и писателям.
Найдется здесь место не только шикарной фантастике (вот этим симуляциям, подключениям к мозгу, разным реальностям), но и блестящей тонкой детективной интриге: куда же делась Варвара Цугундер, с помощью которой можно остановить извечное зло?
Пелевин не пытается казаться заумным и скучным интеллектуалом, глядящим сверху вниз на простых читателей. Ему не нужно запутывать читателя, чтобы влюбить в свой слог и сюжет. Обо всем говорит прямо и как есть, даже удивляешься этому немного при чтении: "А что, так тоже можно было?" Не насилует твой мозг (пока не баночный и не подключенный к симуляции) изогнутыми метафорами, не отвлекает от сути.
И оттого, несмотря на всю фантастичность вымысла, веришь от первой и до последней страницы. Веришь в эту чертовщину и мракобесие, фантасмагорию, в это будущее с нейроимплантами, до которого так отчаянно хочется дожить, чтобы после смерти воочию лицезреть эти лихо закрученные сны-симуляции, где ты то в Средневековье (это я, кстати, имею в виду новое пелевинское творение, вышедшее на прошлой неделе - его роман A sinistra, который я сейчас читаю), то в мезозое, то в Древней Римской Империи.
...Он опять смог меня ошеломить, вновь заставил меня потратиться на бумажную версию своей книги. Пелевинские миры просто так никогда не отпускают, держат в напряжении все время чтения и много после...
2481,3K