Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Veiller sur elle

Жан-Батист Андреа

  • Аватар пользователя
    Аноним2 сентября 2025 г.

    Когда персонаж получает какую-то физическую особенность — это скорее челенж для автора. Нужно давать герою посильные испытания, но не снижать ставки, чтобы сделать чтение увлекательным. Герой романа — скульптор и карлик. Впрочем, за такую характеристику я бы уже получил башкой в нос. Мимо не любит, когда его так называют. Мимо не вполне настоящее имя героя. Это сокращение от Микеланджело, поэтому, как вы уже догадались, героя ждет великая судьба борца с преступностью и виртуоза нунчак.

    В начале книги отец Мимо отправляется на фронт Великой войны, а мать через некоторое время передает мальчика на время дяде. В следующий раз мы встретимся с ней через 20 лет. Кажется, что в маленькой жизни Мимо уже случилось столько горя, что можно смаковать эти события страниц 900, но Андреа хватает фантазии не делать драму из драматических событий, а держать читателя в эмоциональном напряжении более тонкими инструментами.

    Нам часто меняют пейзаж за окном: то небольшая деревушка, то Флоренция, то Рим, но кроме пространства в этой истории есть еще два важных персонажа. Девушка Виола из знатной семьи и загадочная скульптура, которая хранится за семью печатями под надзором церкви. Говорят, она сводит с ума. Со всеми этими героями у Мимо складываются непростые отношения. Во многом потому, что между двух войн его работы начинают все больше нравится режиму Муссолини. Андреа умеет строить конфликт так, чтобы перед героями не было какого-то однозначно хорошего решения — это всегда конфликт ценностей, всегда жертва.

    Несколько лет назад видел в ГЭС-2 крутую инсталляцию про нападения на картину "Иван Грозный и сын его Иван". На двух экранах показывали почти синхронизированные акты вандализма из 1913 и 2018 годов. Жан-Батист Андреа придумывает почти мистический сюжет в духе "Имя розы", но аккуратно вмешивает в него похожую историю из мира скульптуры. Она не становится центральной, но дает больше контекста, больше связей с реальным миром и в конечном счете проворачивает тот же трюк, что и сам Мимо со своим главным произведением.

    1
    137