Рецензия на книгу
Девять лжецов
Харуо Юки
Аноним28 августа 2025 г.Азиатская литература творит чудеса. В данном случае - японская. Я не очень-то люблю классические, как я их называю, детективы. Те, что в духе Агаты Кристи. "Девять лжецов" - именно такой детектив. Я глубоко убеждена, что герои в книге должны быть продуманы во всех подробностях и прописаны так, чтобы поверить в их реальность. "Девять лжецов" не отвечает этому критерию вообще. Эта книга - парадокс во всем. Но она мне безумно понравилась.
Персонажи. В книге всего десять персонажей. И, как принято в большинстве романов современной азиатской литературы, узнать их можно только шапочно. А некоторых из них вообще не узнаете. Все, что известно - шесть из них бывшие сокурсники, двоюродный брат одного из них и случайно попавшие в бункер семья из трех человек. И только по их поведению можно лишь ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что это за люди.
Атмосфера. Представьте, что вы попали в закрытый подземный бункер. И есть всего неделя, чтобы выбраться из него. Насчет воды и еды не стоит переживать, но вот из-за убийцы... И хотя в романе не особо чувствуется напряжения из-за обреченности, но замкнутость прочувствуется на все сто. Медленно тянущееся время в первые дни, невозможность заняться чем-то полезным, зреющие подозрения по отношению к друзьям... И чем ближе финал, тем больше накаляется... нет, не атмосфера. Нервы, потому что смерть все ближе, и решать, кого оставить нужно все быстрее.
Язык / стиль автора. И вот снова, либо я привыкла уже к стилю и языку японских писателей, либо книга написано довольно европеизированной. Потому что читается этот детектив очень интересно и быстро. Единственная проблема так и осталась - имена. В некоторых героях я путалась, когда их упоминали по именам, а не по иным отличительным признакам. Но это не мешало следить за действием. Харуо Юки очень дотошно и подробно описывает окружение, разжевывает разные умозаключения и выводы. Поэтому даже если по ходу романа читатель что-то где-то упустил или не помнил, цепочки выводов предстают в виде прямой речи героев. И выглядит это, кстати, вполне органично.
Сюжет / сеттинг. Сюжет в основе своей банальный для жанра. Десять человек оказались заперты в одном помещении, происходит убийство, и надо найти убийцу, чтобы спастись. Только вот в этот классический сюжет было внесено несколько шикарных идей автора. Бывшие однокурсники впервые за много лет снова собрались вместе - отдохнуть и пообщаться. Во время похода в горы один из них вспомнил, что когда-то нашел тут заброшенный бункер. Поэтому решил показать его другим, заодно переночевав в нем из-за приближающейся ночи, до наступления которой они не успеют вернуться. Пока все устраивались и исследовали бункер, к друзьям присоединяется семья из матери, отца и сына, которая заявляют, что заблудились, собирая грибы. Ночью происходит непредвиденное - из-за подземных толчков бункер завалило, а из затопленного минус третьего этажа начала прибывать вода. Мало того, что нет возможности выбраться, так еще и убили того самого парня, что знал и показал остальным этот бункер. Единственный выход выбраться - открыть люк, который сбросит камень ниже. Вот только есть загвоздка: тот, кто дернет рычаг люка, окажется в ловушке и медленно тонет от прибывающей воды. "Узникам" надо решить, кто же пожертвует собой ради спасения остальных. И лучше, если это будет виновный в убийстве.
У них есть неделя, чтобы вычислить убийцу и выбраться из бункера, пока его окончательно не затопило.
Вся книга - это и есть поиски этого самого убийцы. И, надо сказать, что это было увлекательно. Для меня, например, это стало неожиданностью. Но интересовала меня не личность убийцы, а сам процесс. Связи нет (значит, нет и интернета), никто из них не является следователем или детективом, специальных средств для поиска улик и расследования тоже нет. То есть остается полагаться только на собственные мозги.
Но еще более увлекательным и невероятно шокирующим оказался финал этой истории. Я до самого конца думала, что финал будет предсказуемым, по канонам жанра, так сказать. Но нет. И никто точно не догадается сам.
Интрига. Как я уже упоминала, личность преступника меня не сильно волновала. Понятно было, что это не кто-то со стороны, а один из оставшихся. Я с необычайным удовольствием и интересом следила за мыслительными и логическими цепочками, что строил "местный Холмс". Возможно, роман мог бы быть затянутым из-за малого количества действий. Но на самом деле, действия было довольно много. И прекрасно менялись сцены действия и сцены покоя, не позволяя "выйти" из этого бункера до дня X. А финал так вообще взрывает мозг, почти так же, как "Признания" Канаэ Минато. Если не больше.
Логика. Есть у меня все же парочка вопросов по части логики. Некоторые закрылись в ходе собственных размышлений или с помощью автора. Например, сначала я не понимала, почему нельзя выяснить, кто из них прекрасно плавает или надолго может задерживать дыхание и не сплавать по затопленному минус третьему этажу в поисках выхода или хотя бы разведки. Сама я не умею плавать, т.к. страдаю гидрофобией, и может поэтому не понимала, что такое расстояние непрофессиональный пловец, скорее всего, не проплывет. Да еще и в незнакомом месте и не в очень чистой воде. Вопрос о приходе в бункер семьи тоже отпал. Но вот зачем надо было заявлять о комнате с разными инструментами пыток, но никак это не обыграть, оправдать для себя не смогла.
А вот логические цепочки при "расследовании" были прекрасны. Напомнили мне непревзойденную битву умов в "Тетради смерти" (я говорю не про фильмы от Нетфликс, их запретить надо, а про аниме). Только эта "битва умов" была в одни ворота. Да и за финал я готова многое простить этой книге. Хорошо, что прощать особо было нечего.
Удовольствие. Я не понимаю почему, но "Девять лжецов" затянули меня к себе с первой страницы. Я не могла оторваться, а если и "выходила" из бункера, то в мыслях постоянно в него возвращалась. Даже придумав себе классическую для жанра концовку, я все равно с интересом следила за ходом расследования, за новыми убийствами и переживала за героев, хоть совсем их и не знала. И даже выдохнула, когда доказали невиновность главного героя, от лица которого и идет рассказ (потому что был у меня вариант, что он и есть убийца). Непредсказуемый финал прибавил роману баллов. Поэтому я, несомненно, оставляю книгу у себя и даже когда-нибудь перечитаю. В надежде, что найду в тексте какие-то "пасхалки" или подсказки, которые не заметила при первом чтении.
6351