Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Алтын-толобас

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним16 августа 2025 г.

    Код Фон Дорна

    Николас Фандорин, внук всем нам небезызвестного Эраста Фандорина, идёт по следам своего далёкого предка Корнелиуса фон Дорна. Именно Корнелиус в конце XVII века ступил на земли Московии и посеял семена, из которых впоследствии вырастет род Фандориных. А в конце XX века Николас, проживший всю жизнь в джентльменской Англии, ступает на земли бандитской России. И всё ради дверного наследства.

    Нас ждут две параллельные, зеркальные истории. Первая — о приключениях Николаса Фандорина в криминальной Москве 90-х, где наш разнеженный англичанин сталкивается с продажными ментами, наёмными киллерами и братвой. Вторая — о приключениях Корнелиуса фон Дорна в беспощадной Московии XVII века, где наёмник-аристократ сталкивается с дикими законами, продажными чиновниками и придворными интригами. Обе сюжетные линии крутятся вокруг «Ивановой Либерии» — мифического собрания книг Ивана Грозного.

    Когда я сказал, что истории зеркальные, я не шутил. Если что-то случается в одной линии, похожее событие происходит и со вторым протагонистом. Николаса ограбила гопота в поезде — Корнелиуса мужланы в деревенской таверне. И так всю книгу. Не назвал бы этот приём новаторским, но для тридцатой по счёту книги во всём «Фандоринверсе» — сойдёт. К счастью, Акунин не делает зеркалку стопроцентной копией, и повтор событий не ощущается механическим.

    Лично для меня лучшие книги Акунина — там, где он меньше всего старается удержаться в рамках исторического реализма. В «Азазеле» у нас была тайная организация, управляющая миром, в «Турецком гамбитe» за военным конфликтом скрывался план уничтожения империи, а «Планету Воды» лучше вообще не вспоминать. «Алтын-Толобас» — это, можно сказать, русская версия «Кода да Винчи» (забавно, что она вышла за три года до самого «Кода»). Только в акунинской версии герою мешают найти древнюю библиотеку не церковь и не тайные ордена, а обычные братки — куда ближе к реалиям России 1995 года.

    Сам Николас Фандорин получился неплохим персонажем. Конечно, он не настолько крут, как его прадед Эраст (всё-таки магистр истории, а не магистр дедукции), но за себя постоять может и умозаключения делать тоже умеет. Даже толика фирменной «фандоринской удачи» ему досталась.

    Но самая увлекательная часть книги — сюжетная линия Корнелиуса фон Дорна. Не знаю, насколько точно Акунин описал Московию XVII века (после всех его книг я бы исторической достоверности ему не доверил), но даже если хоть малая часть правдива — Москва тогда была местом крайне колоритным. Потанцевал — ноги отрубили. Спел — голову. Случайно выстрелил из мушкета — руку на плаху. Ну и, конечно, все тайком бухают, строят козни и пытаются воткнуть кинжал в спину соседу. А непотизм — как священный закон. Смотреть, как цивилизованный Корнелиус каждые пару страниц офигевает от происходящего — милое дело. Но выживать-то всё равно надо, иначе самому руки-ноги поотрубают.

    В целом получилось занятное приключенческое чтиво.
    Оценка: 4 из 5.

    5
    177