Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Veiller sur elle

Жан-Батист Андреа

  • Аватар пользователя
    Аноним12 августа 2025 г.

    Роман французского писателя Жан-Батиста Андреа, удостоенный Гонкуровской премии, — эпическое полотно, разворачивающееся в Италии 1910-1940-х годов и повествующее о судьбе скульптора, наделенного врожденным талантом необыкновенной силы, — Микеланджело Виталиани, известного как Мимо.

    Повествование построено как его исповедь на пороге смерти в монастырском уединении.

    «Я давно мёртв. Но с каких это пор мёртвые не могут рассказать свою историю?».

    В последние часы жизни Мимо, карлик, переставший расти в раннем детстве, рассказывает свою историю: детство во Франции, переезд в Италию к жестокому дяде-скульптору, встреча с Виолой, дочерью маркиза, ставшей его «космическим близнецом» и вечной любовью, разгульная жизнь в Риме и путь от ученика до знаменитого мастера, чьи работы заказывают фашисты, богачи и сам Ватикан.

    Как и в дебютном произведении Андреа «Моя королева» главное в романе — дружба мальчика с девочкой, полностью меняющая его судьбу. И снова героиня — красивая, умная, бесстрашная девочка, которая становится «его королевой», настоящим другом, дантовской Беатриче, моральным ориентиром.

    Вместе они переживают бурные исторические события XX века. Пока Мимо становится знаменитым скульптором, Виола борется за свою независимость. Связанные непреодолимым влечением, они переживают годы фашизма в Италии.

    Жизненный путь Мимо увенчан созданием прекрасной и противоречивой «Пьеты», скрытой в монастыре. Эта скульптура, сравниваемая с творением Микеланджело Буонарроти, оказывает странное воздействие на зрителей.

    «Она была мраморной статуей женщины, которую держали в тайне от глаз монахов, чтобы она не вызывала у них неподобающих мыслей».

    «Пьета Виталиани» становится отражением жизни Мимо, его любви, утрат, сомнений и надежд.

    «Скульптура — это предсказание».

    Жизни в постоянной борьбе между желанием доказать всем, что он величайший скульптор Италии, и постепенным осознанием того, что деньги, которые он получает, идут на создание скульптур для режима Муссолини, и что своими действиями он предает и Виолу, и свою душу, разрушая её. Смысл названия – «храни её», возможно, означает необходимость сохранить нравственную чистоту в тяжёлые времена фашистского режима.

    Роман затрагивает темы искусства, религии, любви, дружбы, морального выбора, влияния тоталитарного режима на творческую личность. Сочетая тонкий лиризм и суровую откровенность, эта история говорит о самом важном выборе: сохранить душу, способность видеть красоту в сложный исторический период, часто требующий неоднозначных решений и сделок с совестью.

    «Используй воображение. И тогда тебе не понадобится никаких демонстраций».

    1
    281