Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь

Максим Горький

  • Аватар пользователя
    Аноним11 августа 2025 г.

    Прекрасная, но неоднозначная

    Прежде всего удивило, как мало есть рецензий на столь известное произведение заслуженного автора - это было одним из основных мотиваторов описать свои впечатления от книги. А впечатления неоднозначные.

    С одной стороны, перед нами прекрасное произведение, ставящее возвышенные вопросы, показывающее, сколько не подходят к ним типичные низменные ответы, которыми обычно удовлетворяется молчаливое большинство. Через пытливость главного героя, ставшего монахом, нам показываются разные грани поиска Веры. При чем я бы сказал, что Веры в более широком смысле, чем принято понимать. Веры не только в Бога, в религию, но веры в том числе в человека и в прекрасное.

    И на фоне вечных вопросов показывается суетность, на которую мы размениваем ценность жизни.

    Однако, по ходу повествования приводят искания нашего главного героя... на завод. И познанию истине он учится... У рабочих-марксистов, познавших, что такое коллектив. Упрощаю конечно, однако, для меня такой поворот вызвал ощущение чего-то вроде обмана. В общем, все эти вечные темы, поднимавшиеся в первых 2/3 произведения, озвучивались автором только чтобы... сказать, что ответ на все - трудовое братство людей, построенное на идеях Маркса? Подобный грубый политический заказ конечно наложил свой отпечаток на восприятие произведения.

    Однако, не смотря на столь не просто скомканный, но искусственно прилепленный конец книги, совершенно не соответствующий общему ее духу, книгу я бы порекомендовал к прочтению, благо позволяет что-то пересмотреть и задуматься.

    Приведу ниже несколько цитат.

    Об однобокости и крайностях, в которые люди склонны уходить в вопросах веры:


    Вот, - думаю, - разобрали люди бога по частям, каждый по нужде своей, - у одного - добренький, у другого - страшный, попы его в работники наняли себе и кадильным дымом платят ему за то, что он сытно кормит их. Только Ларион необъятного бога имел.

    О том, как часто вера становится не маяком по жизни, но лишь способом побега от нее:


    Вижу - у каждого свой бог, и каждый бог не многим выше и красивее слуги и носителя своего. Давит это меня. Не бога ищет человек, а забвения скорби своей. Вытесняет горе отовсюду человека, и уходит он от себя самого, хочет избежать деяния, боится участия своего в жизни и всё ищет тихий угол, где бы скрыть себя. И уже чувствую в людях не святую тревогу богоискания, но лишь страх пред лицом жизни, не стремление к радости о господе, а заботу - как избыть печаль?

    А как часто мы помним, что вокруг нас - люди? Люди с большой буквы. Что мы все живые? Что мы не аватарки в компьютере, через который уже так привычно стало общаться. Что мы - целые судьбы, целые души. Тут цитата про то, как мы растворяемся в своих ролях и забываем смотреть на себя шире. А в современном мире мы тем паче забываем друг о друге...


    Не помним мы никто родства своего. Я вот пошёл истинной веры поискать, а теперь думаю: где человек? Не вижу человека. Казаки, крестьяне, чиновники, попы, купцы, - а просто человека, не причастного к обыкновенным делам, - не нахожу. Каждый кому-нибудь служит, каждому кто-нибудь приказывает. Над начальником ещё начальник, и уходит всё это из глаз в недостижимую высоту. А там скрыт бог.

    Много выделенных цитат пропустил - лучше, конечно, прочитать книгу, благо не большая она. Приведу только еще парочку:



    • Что такое - пустой человек?

    Дядя о
    • А которого всем, чем хочешь, набить можно!
    • Болезнь, - продолжает Михайла, - это когда человек не чувствует себя, а знает только свою боль да ею и живёт! Но вы, как видно, себя не потеряли: вот вы ищете радостей жизни, - это доступно только здоровому.
    • А отчего же у меня душа так ноет?
    • Оттого, - говорит, - что вам это приятно!
    тно!

  • Я даже зубами скрипнул - невыносимо для меня ег
    • Наверно, - мол, - знаете, что приятно?
    о приятно?
    Смотрит он прямо в глаза и, не торопясь, заколачив
    • Как искренний человек, вы, - говорит, - должны сознаться, что эта боль вашей души необходима вам - она вас ставит выше людей; вы и бережёте её как некоторое отличие ваше от других; не так ли?
    других; не так ли?
Содержит спойлеры
4
50