Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Silence of the Girls

Pat Barker

  • Аватар пользователя
    Аноним9 августа 2025 г.

    «Так и спали, свернувшись, как пауки в середине своей паутины. Только мы не были пауками - мы были мухами.»

    Когда я взялась за «Молчание девушек» Пэт Баркер, я ожидала увидеть войну глазами тех, кого в эпосе обычно не слышно – женщин, ставших пленницами, наложницами, рабынями. В каком-то смысле, безусловно, это я и получила. Но, вопреки восторгам многих читателей, книга не стала для меня чем-то особенным. Скорее, это просто подтверждение того, что общеизвестно: война всегда была и будет чередой убийств, насилия, унижений и грязи. Всё, что здесь показано – реалии войны, а не “ужасающий переворот” привычного взгляда.


    Да, Баркер сильно работает с деталями, что, к слову, для многих читателей было неприятно и отвратительно. Автор не боится показывать мерзость в её физической конкретике: запахи, экскременты, менструальную кровь, гниющие раны, крыс, болезни. Это детали, которые обычно упускают, и именно они придают книге правдоподобие. Есть и отдельные эпизоды, которые пробивают: изнасилование Брисеиды Агамемноном;  мысль Бриссеиды о девушках, вынужденных “раздвигать ноги перед убийцами своих мужей и братьев”. Эти моменты цепляют, потому что в них нет попытки смягчить реальность. На самом деле очень много моментов над которыми стоило бы задуматься. Опять таки в книге присутствует и символизм: вещи, которые героиня так или иначе встречает из своей «прошлой жизни». Так, платье, которое она ткала когда-то для родного человека теперь носит грязный похититель, который то и дело глумится над ней. Или ожерелье матери. Бронозовое зеркало. Ткачество.

    Но есть и то, что, к примеру, для меня обесценивает замысел. Во второй половине книги слишком много места уделено Ахиллесу — его горю, его внутреннему состоянию. Это уже написано от третьего лица и выглядит как возврат к привычной перспективе “великого героя”. Это ломает фокус и снижает силу женской точки зрения. Книга про девушек. Греки показаны в ней варварами, какими они и должны быть в глазах заложников. И старание войти во внутренний мир Ахиллеса, все еще держа планку «ненависти», присущей рабам – странно.

    В отзывах также писали, что персонажи картонные. Но они и не должны быть раскрытыми, когда повествование ведется от лица Брисеиды. Если мы видим только пару появлений Одиссея, то то, что мы увидели: конечное раскрытие персонажа – если, конечно, сама Брисеида не будет видеть и узнавать чаще. Второстепенные герои не играют особой роли в повествовании от первого лица. И здесь появляется еще одна причина, почему резкий переход на повествование со стороны Ахилла – провальная.

    Ещё одно ощущение – застой: жизнь Брисеиды в лагере сводится к однообразным действиям — ходить, ткать, помогать в лечебнице, иногда ходить к морю, переживать ночные насилия. Понятно, что в плену именно так и было, но в тексте это начинает тянуться.

    И самое главное. Часто наблюдаю комментарии по поводу «неоднозначного отношения» к Ахиллесу. Мол, после прочтения «Песнь Ахиллеса» от Мэделин Миллер, «Молчанье девушек» заставило переосмыслить свое отношение к персонажу, что от части странно. Что в Илиаде, в Песне Ахиллеса, в Молчании девушек, на мой взгляд, он всегда остается собой: воином-убийцей. Он сам о себе говорит:

    Я оружие. Я был рожден только для этого.
    Разница лишь в том, что в Песне Ахиллеса он романтизирован через любовную линию с Патроклом и там нет насилия, а здесь насилие показано напрямую и романтики нет. Поэтому я не понимаю, когда кто-то после этой книги говорит, что “теперь не может составить мнение об Ахиллесе”. Более того, сравнивая его с Агамемноном, в этой истории положение Брисеиды у Ахиллеса, каким бы ужасным оно ни было, выглядело всё же менее худшим.

    В итоге я вижу «Молчание девушек» как книгу, которая может произвести впечатление на того, кто никогда не задумывался, как античная война (или любая другая, потому что в плохом ключе большинство из них идентичны) выглядела глазами женщин. Для меня же это скорее попытка посмотреть на популярный миф с другой перспективы, но не что-то, что способно открыть новое или перевернуть восприятие.

    Содержит спойлеры
    4
    65