Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чайка

Антон Чехов

  • Аватар пользователя
    Аноним4 августа 2025 г.

    Люблю рассказы Чехова, но никогда мне не нравились его пьесы. А вот тут подумала, что вся эта неприязнь к пьесам - дела давно минувших дней (школьные времена) и нужно бы перечитать что-нибудь, пьесу предложила на чтение книжному клубу и вот я здесь: читаю "Чайку"!

    В аннотации написано, что эта пьеса соединяет в себе элементы лирической драмы и комедии. (Сам Чехов обозначил "Чайку" как комедию, кстати.) Вот комедии я там вообще не нашла, только драму. Которая меня не проняла и как-то прошла мимо.

    Действующие лица "Чайки" — жители и гости усадьбы чиновника Петра Сорина. Все они находятся в сложных взаимоотношениях: любовь, ненависть, презрение, зависть, ревность. Петр Сорин - сожалеет, что жизни не жил, время ушло и он серьезно болен. Его сестра Аркадина - актриса, вечно хочет внимания, похвалы и восторгов, живет со слишком молодым для нее писателем Тригориным (он - местная знаменитость). Треплев - недолюбленный сын Аркадиной, страдает от нереализованности и несчастной любви. Нина Заречная - дочь богатого помещика, мечтает о сцене, тоже страдает от нереализованности и несчастной любви. Спросите лучше, а кто тут не страдает? Да никто. Сплошные короли и королевы драмы.

    То ли "Чайка" не попала в моё настроение, то ли пьесы - это не моя чашка чая, но вот вообще не задело никак, никто из персонажей мне не симпатичен. Можно сказать, прочитала и забыла. И совсем мне не интересно, что там дальше могло бы происходить с героями за пределами пьесы. Все их проблемы казались мне бурей в стакане воды, слишком преувеличенными, не трогают меня эти ситуации, страсти и трагедии, всё мимо.

    Поставлю пьесе 7 из 10
    Мне всегда сложно оценивать классику, ощущения, будто лезу в грязных сапогах в чей-то красивый, ухоженный сад)) Но Чехова продолжаю любить, в ближайшее время мне нужно перечитать какие-нибудь его рассказы, перебить недовольство пьесой

    Пройдусь немного по персонажам, никто из которых не вызвал симпатии:

    Маша - дочь управляющего Шамраева, игнорирует мужа, ненавидит отца и своего ребенка, кажется, тоже. Маша вся исстрадалась от несчастной любви, но по-моему, она даже не говорила Треплеву ни разу про свои чувства, просто молча страдала и вышла замуж за другого, в надеже, что это ее как-то отвлечет.

    Сорин - тоже вечно страдает, жалуется, что жизни не видел, ничего не испытал. И жить ему хочется, но здоровье уже не то.

    Учитель Медведенко, как и почти все в этой пьесе, страдает и жалуется. Его проблема - отсутствие денег, но жениться и заводить детей это ему почему-то не мешает.

    Нина Заречная - тоже страдалица, импульсивная и экзальтированная.

    Треплев - уверен, что мать его не любит, себя считает ничтожным и заурядным, страдает от нереализованности, от невзаимной любви к Нине и ревности ее к Тригорину.

    Тригорин мне поначалу даже был симпатичен, но довольно скоро стало понято, что он - не просто скромная знаменитость, с очень земными интересами (вроде рыбалки), но настоящий тюфяк, без своей воли.

    Аркадина - хуже всех, экзальтированная максимально, нарцисс и выскочка, эгоистка и ужасная мать, которая пожалела денег сыну на одежду, обсмеивала и жёстко критиковала его первую постановку, не читала ничего из под пера своего сына-писателя. Забавно, как Аркадина говорит про Нину: " ...не нужно очень хвалить, а то сглазим", зато себя она сглазить не боится, нахваливает нон-стоп))

    Я знала, что финал будет трагичным, но почему-то была в полной уверенности, что с Ниной что-то произойдет, что она была "чайкой" и погибнет (может даже Треплев ее застрелит, например). Так что финал для меня был неожиданным, совсем не думала, что застрелится Треплев, думала, что он просто слишком эмоциональный и показушник.

    Кстати, начала смотреть экранизацию 2018 года и краем глаза глянула советскую постановку 1974 г. И "Чайка" заиграла новыми красками, стоило только добавить чуть жизни во всех этих персонажей! В общем, пока склоняюсь к мысли, что нужно быть более благосклонной к пьесам, всё-таки они могут предстать в другом свете при талантливой постановке.

    8
    120