Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Paradise

Абдулразак Гурна

  • Аватар пользователя
    Аноним3 августа 2025 г.

    А-а-а! Крокодилы, бегемоты! (с)

    Нет, путешествие не было сплошным ужасом, вовсе нет, говорил он, но именно ужас придавал всему этому четкие очертания. И он видел такое, к чему не был готов, ничто этого не предвещало.

    Очень противоречивые у меня впечатления от книги. С одной стороны, прочиталась она легко и быстро, но с другой, и не затронула как-то особо. Примерно такое же впечатление, как от наблюдения за крокодилами в зоопарке. Существа они безусловно интересные, необычные, в повседневной жизни мне обычно не встречаются (к счастью), но понять, что у них в голове, кроме желания пожрать, я не могу и не хочу. Так, понаблюдаю минут 5-10 за этой экзотикой и спокойно дальше иду. Я лучше возле больших котиков подольше постою, они мне интереснее, понятнее и милее)

    Но всё же, в рамках рецензии, вернусь к нашим крокодилам.


    К реке они подошли ранним вечером и, пока стояли на берегу, увидели, как на женщину, зашедшую в воду, напал крокодил. Местные жители и путешественники сбежались ктому месту, где шла борьба, пенилась вода, но спасти несчастную не сумели.

    И первая моя претензия к книге - а фиг его знает, ГДЕ и, главное, КОГДА всё это происходит. И если с ГДЕ ещё как-то можно разобраться, всё-таки упоминаются в книге кое-какие города и горы, присутствующие на карте, то с КОГДА - всё очень плохо. Итак, где-то на территории нынешней Танзании, и, примерно, может быть, в период Первой мировой войны, но это не точно. Википедия утверждает, что  примерно в это время Германия пыталась превратить эти территории в полноценную колонию и даже построила там железную дорогу. Но страшных и ужасных немецких колонизаторов в книге раз-два и обчёлся, существенного влияния на происходящее они не оказывают, и появляются реально пару раз аки «бог из машины», чтобы некоторые патовые ситуации разрешить. Н-да, очень эти белые - ужасные и непонятные (как для нас - крокодилы), и поезда сюда притащили, и грузовики, и работорговлю запрещают, и мирных купцов грабить не дают. Ужас, короче! И да, работорговлю в эти земли вовсе не европейцы принесли оказывается. Там она уже примерно тысячу лет вполне себе существовала, и появилась с довольно массовым приходом туда арабских и персидских торговцев из Аравии, Ирана и даже Индии. Все эти люди с местным населением изрядно перемешались, но не совсем. Есть здесь и городки с преимущественно арабско-мусульманским населением, более светлокожим и относительно цивилизованным, и есть глухие деревеньки, каждая со своим вождем=-султаном, со своими правилами и причудами, и ещё кочевые воинственные племена имеются. Есть непроходимые джунгли, малярийные болота, реки с крокодилами, дикие обезьяны, львы-людоеды и прочая экзотичная экзотика. И это я вам всё более-менее структурировала и минимально объяснила, а Автор всё наваливает в кучу, и ты пока разберешься откуда там, например, грузовики, сикхи и родственники в Омане, немало голову поломаешь.


    — Может, тебя удивляет, как столько арабов так быстро обосновалось тут? Когда они начали тут появляться, покупали здесь рабов, забрать себе здешние земли было не труднее, чем сорвать плод с дерева. Им даже не приходилось самим гоняться за добычей, хотя некоторые занимались этим потехи ради. Здесь хватало желающих продать соседей и родичей за побрякушки. И рынки были открыты повсюду, и на юге, и на океанских островах, где европейцы выращивали сахарный тростник, в Аравии и Персии и на новых гвоздичных плантациях султана на Занзибаре. Можно было изрядно заработать. Индийские купцы давали арабам кредит, чтобы те торговали слоновой костью и рабами.

    Продажа детей в рабство за долги родителей – тоже обычная практика, никого не удивляющая. Впрочем, если судить по судьбе ГГ, рабство - ещё не самое страшное в этом мире. По крайней мере, досыта наш герой наелся впервые именно в рабстве. Да и в целом, я не заметила, чтобы положение ГГ (в начале книги: 12-летнего мальчика, в конце: 17-летнего паренька) сильно изменилось в связи с рабством. Он зависит от своего хозяина так же, как прежде зависел от своих родителей, он работает помощником в магазине за кров, одежду и еду, так же как до этого работал у родителей в гостинице, над ним никто не издевается и не унижает, и хозяин заботится о нём в принципе больше, чем родители. И если бы наш герой решил убежать, никто бы за ним с собаками не гнался. Другое дело, что бежать ему некуда. Родители бы его не приняли и вернули обратно, а пополнять ряды нищих и бездомных пареньку не хочется. Первое время он сильно тоскует по дому, но не факт, что дома также тоскуют  по нему.

    Меня тут могут упрекнуть, что я оправдываю рабство. Вовсе нет. Я просто пытаюсь донести, что в той системе полу-феодальных, полу-первобытных отношений, которые описаны вкниге, такое вот экономическое рабство - ещё не самая печальная участь. И я надеюсь, что там хоть что-то изменилось за последние 100 лет.

    Вторая моя претензия - это внешность ГГ. Нам всё время говорят, что он умопомрачительно красив. Все, кто его увидит,  столбенеют, укладываются штабелями и вожделеют, как женщины, так и мужчины. Но ничего такого наш герой не хочет, и поэтому ничего такого не происходит, только всякие плюшки на него падают периодически. Но что такого в его внешности, мы не узнаем, нам даже не намекнут насколько он темненький или светленький, и это в стране, где по внешности во многом определяется статус человека...

    В целом, это этнографическое наблюдение было достаточно интересным, но сильно погружаться и углубляться желания не возникло. Каких-то выдающихся художественных особенностей я в книге тоже не увидела. А откуда же Нобелевка по литературе за 2021 год? Ну так не было же у нас раньше нобелевских лауреатов из Танзании, а теперь есть!


    — А кто живет в том раю? Дикари да воры, грабящие невинных торговцев, продающие кровных братьев за побрякушки, — сказал он. — Нет у них ни Бога, ни веры, даже обычного милосердия. Похожи на диких зверей, среди которых живут.


    43
    345