Рецензия на книгу
Поражение Федры
Лора Шепперсон
Аноним2 августа 2025 г.больно не будет! больно было...
я не могу возвысить данное произведение до статуса своих любимых и поставить в один ряд с той же клэр норт или мадлен миллер, которые работали на том же поприще древнегреческих ретеллингов. но и попустить ее, как было бы с книгами сэйнт, было бы кощунственно. данная малышка удержалась где-то на золотой середине, потому что есть то, что у нее не отнять: цепляет. что-то глубоко внутри цепляет и вгрызыается в это всеми лапками.
аннотация говорит о сюжете за себя: перед нами очередной рассказ, в основу которого лёг миф о тесее, минотавре и всех, кто в этой веренице событий пострадал. но, как ни странно, больше времени уделяется не убийству критского чудовища, а тому, что происходит позднее, когда ариадну якобы забрал дионис на олимп, и тесею пришлось взять в жёны её младшую сестру федры. и... что ж, название у данной книги весьма и весьма говорящее.
но начну я, пожалуй, всё-таки с минусов.
самый основной для меня, в данном случае, слишком уж бросающееся в глаза отклонение от канона. называйте меня ханжой и оправдывайте неурядицы художественной свободой автора, но тут присутствуют такие моменты, закрыть глаза на которые попросту сложно: они ломают логику. первое и самое неприятное — это возраст тесея. как известно, афиняне отправляли трибутов на крит, отобранных среди молодежи. по мифу тесею и было до двадцати, но что мы имеем здесь? сороколетнего мужика, который уж совершил все свои известные деяния, и только потом решивший сразить минотавра, прибыв в кругу малолеток. странно ли это? очень. и то, как все закрыли на это глаза, и то, почему ариадна вообще решила за ним увязаться. второй момент — минотавр и минотавр вовсе, а просто миролюбивый парень с врожденным уродством. зачем тогда было посылать к нему афинян в лабиринт? почему было просто не спрятать его, если царь его так стыдился? непонятно. третий и, пускай, не такой уж важный на первый взгляд — предписание родства с гелиосом матери медеи, а не отца (что само по себе нелогично, если мы обратимся к мифу об аргонавтах). собственно, что имеем, с тем и работаем
минус второй: очевидно нелогичное поведение некоторых персонажей. сначала они делают одно, в голове устанавливается определенный паттерн их поведения, а потом случается нечто совершенно иное. остаётся только сидеть, да чесать репу с раздосадованным лицом.
но за всем этим кроется история, которая, несмотря на все дыры, пробирает до мурашек. я думаю, только очень закаленных (либо черствых камней) не тронет описание изнасилования и его последствий. потому что, о, поверьте, если вам могло показаться, что хуже быть не может — хуже будет в троекратном размере. да, может, у книги много промахов по каким-то фронтам, но то, как на тебя накатывает безнадёга и боль в сердце за всех пострадавших в повествовании женщин подделать просто нельзя. такое, как грица, надо только прожить.
что касается слога, то я целую ручки нины павливой, потому что читается приятно и без затыков. да, нет каких-то умопомрачительных метафор и языковых конструкций, но, как по мне, такую историю, как здесь, и следует рассказывать простым языком.
подводя итоги, если вы спросите меня, стоит ли читать или нет, я отвечу, что, наверное, всё-таки стоит. но приготовьтесь к тому, что вас будут пробирать до мурашек моменты жестокости и следующей за ними безнаказанности. справедливость в этот дом не вхожа, отчего всё становится в сто раз больнее. и всё же, мне кажется, что и такие истории миру необходимы. по-настоящему боль женщины может почувствовать лишь другая женщина — именно поэтому, если вам хочется после пары вечеров чтения ещё неделю трогать траву, то "поражение федры" вариант как нельзя подходящий!
Содержит спойлеры337