Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Деревья умирают стоя

Алехандро Касона

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2025 г.

    Искусство или жизнь?

    Начинается пьеса очень броско для драматургической формы: сначала происходящее на сцене непонятно и отдаёт даже неким абсурдом, но постепенно ситуация проясняется. Показано некое Благотворительное общество, члены которого, по словам его директора, стремятся «восстановить...попранную справедливость», занимаясь при этом «благотворительностью духа», не больше не меньше. Его сотрудники помогают осуществиться мечтам тех людей, кто лишён прекрасных воспоминаний, «чья жизнь не была внезапно освещена тайной и надеждой». Стремление искреннее и вроде бы похвальное, только оно не всегда приводит к искомым результатам: в придуманные человеком сценарии порой ощутимо вмешивается жизнь.

    Именно так и происходит в пьесе. Маурисьо нанимает на работу в Общество юную Марту, чтобы вместе с нею отправиться в дом пожилого сеньора Бальбоа и по его просьбе для его жены сыграть вместе с девушкой роли внука, 20 лет назад покинувшего этот дом из-за ссоры, и его молодой супруги Изабеллы. Положение, прямо скажем, весьма искусственное (сомневаюсь, чтобы бабушка, совершенно не слепая, не смогла бы даже через два десятка лет отличить своего внука от чужого дяди). Однако драматургия и театр частенько обращаются к условности, чтобы донести важные для автора мысли. Так и здесь: пребывание в чужом доме становится для Марты своего рода обретением Дома и Семьи, родных людей, которым она не может сделать больно, так как дорожит ими. В этом смысле мотив «самозванства» своим сценическим звучанием напомнил мне пьесу Александра Вампилова «Старший сын»: у героини, как и у вампиловского персонажа, «в комедию вмешалось сердце».

    Очень понравилась мудрая бабушка Эухения. А какое у нее образное суждение о любви! «...Любовь похожа на коляску рикши – один так удобно сидит, а другой тянет».

    Сама ситуация становится для автора и поводом к размышлениям об отношениях искусства и действительности, выдумки/обмана и правды. Маурисьо полагает, что «искусство важнее, чем жизнь» и никакой соловей не сравнится с имитирующим его пение артистом. Для Изабеллы же искусство – это ложь, проще говорить правду и поступать по совести. Поэтому, как считает Маурисьо, девушке никогда не стать настоящей актрисой.

    Финал говорит о том, что жизнь оказывается сложнее любой, даже самой изощренной игры. Но это я уже вступаю в сферу спойлеров, а мне бы совсем не хотелось.

    58
    157