Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Необычайные Приключения Петера Шлемиля

Адельберт фон Шамиссо

  • Аватар пользователя
    Аноним12 июня 2025 г.

    Сударь, будьте осторожны! Вы потеряли тень!

    Самый естественный способ человека отражаться в природе — его тень. Это требование самой жизни, ее непререкаемый закон. Отражаться в виде тени означает принадлежать миру, существовать в нескольких формах одновременно, являться видимой частью природы и всегда быть с нею связанным. Тень — это возможность преломляться и наблюдать собственную изменчивость. Мир напоминает: за тобой наблюдает солнце, тебя всюду сопровождает свет. Таково видимое воплощение двоемирия, которое проникает во все явления жизни и составляет суть человеческой природы.

    Человек окружен своей тенью. Человек окружен самим собой. Подменить это в нем невозможно.

    Мотив тени в литературе никем не мог быть воплощен так искусно, выразительно и тонко, как писателями-романтиками, для которых двойственность человека в мире и мира для человека составляет основу философского осмысления всех явлений бытия. Немецких романтиков в этом отношении превзойти невозможно, и повесть о Петере Шлемиле — прямое тому подтверждение.

    Адельберт фон Шамиссо изображает мгновение, когда его герой лишается собственной тени. Это поразительно жуткая, живая сцена, в которой мы наблюдаем физическое вторжение в человеческую природу, попытку разрушить ее. По ныне привычным художественным канонам тень вполне могла бы исчезнуть невидимым образом, по мановению руки проворного черта. Однако для Шамиссо это слишком несущественно и наивно. Так, черт буквально скатывает тень Петера Шлемиля, отделяет ее от физической оболочки и грубо крадет у самой природы («…отделил от травы мою тень, поднял ее, скатал, сложил и сунул в карман»). Натуралистичность этой сцены, момент лишения человека его теневой сущности воспринимается не как магический акт, а как насилие над духом, чудовищное вмешательство в человеческое естество, отчего становится невыразимо страшно и в высшей степени не по себе. На мой взгляд, это одна из самых гениальных сцен во всей мировой литературе по силе психологического воздействия и художественному мастерству.

    Читать Шамиссо крайне увлекательно и полезно для души. Сердечно люблю и высоко ценю повесть о Петере Шлемиле за народность и фольклорные элементы немецкой культуры, прямое обращение героя к своему создателю-автору в ходе повествования, романтический конфликт между мечтой и действительностью, замечательный юмор и трогательные сцены, в которых жизнь звучит грустной и светлой песней.

    Стремление романтика Шлемиля к благам филистерского мира заставляет его добровольно отречься от собственного естества, но, лишившись тени, а вместе с ней и своей принадлежности к природному миру, герой трагически утрачивает личную свободу. Концепция романтической свободы у Шамиссо заключается в том, чтобы жить в согласии со своей природой, ведь не существует таких даров, которые были бы ценнее тех, что мы от нее получаем. В числе этих высших благ — вечно следующая за нами тень как напоминание о том, что человеку жизненно необходимо отражаться в мироздании и оставаться в гармонии с собственным «я».

    Подчас не вредно приглядеться к своей тени и понаблюдать за тенью другого. Главное — ее обнаружить.

    «Ты же, любезный друг, если хочешь жить среди людей, запомни, что прежде всего — тень, а уж затем — деньги».

    5
    121