Рецензия на книгу
Глаза Мидаса-младшего
Нил Шустерман
Аноним1 июля 2015 г.Настал момент — один-единственный миг, — когда реальность и сны встретились, прежде чем поменяться местами.Главные достоинства прозы Шустермана — лёгкость и простота изложения.
Любой может писать сложно о простом: витиевато и многословно повествовать о чём-то известном всем, потому что точных слов не хватает и приходится выстраивать небоскрёбы синонимов, только запутывая и себя, и читателя. Просто о простом, в принципе, тоже может писать почти каждый, кто понимает, что нет смысла распространять что-то из разряда «дважды два — четыре». Писать сложно о сложном уже не так просто: хотя, если человек подкован в нужной теме, это не составит труда. Но сложнее всего писать просто о сложном. Это почти что смысл жизни в двух словах. А если не смысл жизни, то что-то из истин, которые вроде бы доступны каждому, но описать их словами мало кто вообще может — даже мысленно.
Если подумать, Шустерман в своих произведениях всегда поднимает непростые темы, но это на удивление идеально сочетается с лёгким повествованием. И этого, кстати, подчас становится жутко.
Ещё одно достоинство прозы Шустермана — это образы героев. Их обыкновенность и при этом индивидуальность. Ты смотришь на персонажей и думаешь, что такие люди есть везде.
И очкарик Кевин Мидас, над которым вечно насмехаются.
И его друг Джош, которому повезло чуть больше уже потому, что он не носит очки.
И хулиган Бертрам, находящий особую прелесть в издевательствах над теми, кто слабее.
И Хэл — туповатый друг главного хулигана, его правая рука.
И другие герои «Глаз Мидаса-младшего», все выписанные не постольку-поскольку.
Каждый из них — это не картонный образ, будто вырезанный ровно по линиям и вставленный в объёмное повествование. Отнюдь, у каждого есть характер: достаточно хорошо прописанный для того, чтобы он производил впечатление реального человека, но прописанный не так филигранно и многогранно, чтобы «Глаза Мидаса-младшего» можно было считать психологическим романом. Но произведение на это и не претендует. Это, скорее, сказка или, как ни странно, притча. Но всё же без прямого морализаторства, которое в любом произведении только раздражает, но с весьма точно и уж совсем не глупо прописанной мыслью.
Это история про Кевина Мидаса, над которым издеваются в школе. В его руки волею случая попадают волшебные очки, которые могут исполнить любое желание. Кевину сначала, конечно, страшно, но потом он приходит в радостное возбуждение: подумать только, он может воплотить в жизнь всё, что хочет!
Конечно, у очков есть некоторые изъяны. Но Кевин захвачен своим всемогуществом и не придаёт этому значения.
Думаю, и так можно предсказать, что будет дальше. В этом и заключается простота «Глаз Мидаса-младшего». Но всё же бросать чтение, несмотря на некоторую предсказуемость, совсем не хочется. Потому что безумно интересно, как именно Шустерман опишет происходящее, как даст возможность Кевину исправить ситуацию. И не сомневайтесь: Вас ждёт море смеха и немного волнения, а некоторые моменты всё же по-настоящему удивят. Потому что Шустерман — чёртов бог, когда дело касается необычного воплощения вроде бы обычных идей и всем известных мыслей.
А ещё Шустерман — чёртов бог, когда дело касается атмосферы произведения. Она всегда такая, что, даже если в реалистичности чего-то можно было бы поспорить, совершенно нет желания это делать! В «Глазах Мидаса-младшего» меня поразила не жестокость повествования. Можно говорить о том, что подчас подростки издеваются гораздо более жёстко и мерзко, но Шустреман всегда выдерживает некоторую грань, добавляющую его произведениям налёт невинности, что ли. И выходит у него это безумно органично.
Мне Шустермана всегда хочется читать для души.
И «Глаза Мидаса-младшего» я советую открыть, когда захочется чего-то умного и доброго, лёгкого для понимания и захватывающего.791