Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эвмесвиль

Эрнст Юнгер

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июня 2015 г.

    «Охотники сливаются со своей добычей в общей зачарованности, их уловки вибрируют в едином порыве.»
    Эрнст Юнгер "Эвмесвиль"

    Роман-эссе Юнгера с первых страниц дает понять: просто не будет. Тут вообще совсем немного от романа, если приглядеться. Скорее полноценное эссе или притча, или собрание дневниковых записей, дополненных художественным антуражем. И, хоть певучесть языка и позволит достаточно быстро заглянуть в него, разобраться, в чем же дело с наскока не получится. Впрочем... Не факт, что и потом получится. Слишком много вложил автор в эту книгу, разветвляя и углубляя и без того запутанную историю.

    Все начнется со знакомства. Нечеткого, но приятного, как обещано. Его устроит юный стюарт цитадели - историк, анарх, человек-призрак, человек, отказавшийся от семьи. Какой же он?
    Хотя, наверное, сначала уместнее разобраться с тем, какой же сам Эвмесвиль. На первый взгляд обычная касба (арабская крепость), место правления главного антипода для думающего и чувствующего героя - тирана Кондора. Но это только обложка, на самом деле это скорее личный микрокосм Юнгера. Замкнутая система, со своими правилами и логикой, где он создает сплав из всевозможных времен, политических течений, людских характеров, чтобы наиболее полно и всеобъемлюще показать собственное видение мира.
    Что он и делает устами собственного аватара - Мартина или Мануэля Венатора.

    Мартин Венатор - главный герой, наш проводник по Эвмесвилю готов провести читателя по всем закоулкам, познакомить со всеми аспектами существования этого города-государства. Но периодически создается ощущение, что и он сам вместе с нами знакомится с жизнью. Узнает себя, пытается решить кто же он сам: простой исполнительный стюарт необходимый только для выполнения воли Кондора или все-таки мыслящий человек, историк, который видит подводные течения и главное - может анализировать происходящее. И именно его вторая ипостась оказывается намного интереснее читателю. Неважно рассуждает ли он о различиях между анархами и анархистами, гипнотизирует тебя рассказами об орнитологии, убаюкивает оттенками или просто выдает краткие обрывки истории своей семьи - все это однозначно не будет скучным. И простым.

    Этого всегда слишком много для тебя, а также для Атоса, графа де Ла Фер и всех сопричастных, потому что во время чтения появляется нестерпимое желание заполучить себе фишку героев "Матрицы" и загрузить себе в мозг все необходимые сведения. Ну, или на крайний случай хотя бы обложиться справочниками, толкованием к справочникам, интернетом и похитить где-нибудь знатока истории, литературы и философии. Может быть, с таким арсеналом получится хотя бы сделать вид, что ты разобрался.

    И одновременно этого слишком мало. 500 страниц чистейшего удовольствия. Если вы умудряетесь провалиться в текст, просто получая удовольствие от того, какой он, от звучаний, полутонов, метафор - эта книга для вас, даже если понять получится немного. Во всяком случае, лично я, давно не сталкивалась с настолько музыкальной книгой. Её на самом деле хочется читать вслух, смаковать, растягивая удовольствие. Теперь очень хочется попробовать что-то ещё у Юнгера, потому что даже по сноскам с отрывками из его дневника создалось впечатление, что это не сознательный выбор только для этого произведения, а просто фирменный стиль.

    Вернусь ли я ещё к самому "Эвмесвилю" - не знаю. Моя главная ошибка - взяться за эту книгу с достаточно жалким багажом знаний. Его вполне достаточно, чтобы понимать, как много я упускаю, но недостаточно, чтобы это исправить.
    Но вот повод ли это перечитывать? Не думаю. Хотя есть множество поводов сделать это снова спустя n-ое количество лет и поднакопленных знаний, есть и один веский повод не делать этого. А именно то, что на данный момент для меня эта книга это нечто неоценимое, то, что нельзя взвесить, измерить, разложить по полочкам. Как беседа с человеком неизмеримо умнее тебя, который слегка меняет угол твоего обзора, просто легонько подталкивая тебя к чему-то новому. И хочется попробовать сохранить это ощущение. Ведь, в конце концов, подобному человеку я бы не стала делать трепанацию, чтобы выяснить, как у него все работает или не перечитала бы кипу учебников, только чтобы доказать ему, что он прав или не прав. Только получила бы удовольствие от приятной беседы.
    Так и тут.


    Задача была проста, однако ее осуществление растянулось надолго. Главным образом потому, что я занимался этим как игрой. А как известно, играм мы предаемся с большим усердием, чем любой работе ради хлеба насущного. Это относится, например, к рыбалке, верховой езде, играм с мячом, сооружению бунгало, ко всем вообще развлечениям и к коллекционированию. На протяжении тысячелетий война, охота, верховая езда, театр, возведение роскошных построек считались княжеским времяпрепровождением. Конец всему этому положила техника. Самое позднее с момента изобретения пороха стало очевидно, что воины не без внутреннего сопротивления принимают более эффективное оружие — поскольку оно портит игру.
    24
    535