Рецензия на книгу
Эвмесвиль
Эрнст Юнгер
Аноним19 июня 2015 г.— Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он получает образование. Он обалдевает — по-моему, он употребил именно это слово, но, может быть, я и заблуждаюсь, — он обалдевает знаниями. В меру своих скромных сил я также — если я правильно усвоил это слово — обал... делаю то же, что и он.
«Эвмесвиль» - это как будто ты читаешь одну книгу, а в ней ещё две, три, четыре… Десятки книг, легенд, историй, отсылок – колоссальное количество источников! В самом деле, чувствуешь, как в процессе чтения романа-эссе ты потихоньку обалдеваешь этими самыми знаниями, которыми любезно делится с нами автор (отдельное спасибо редактору, без примечаний которой половина сведений книги прошла бы мимо меня).
Что мы имеем? Сферическое общество в вакууме. И сверхумного главного героя. И такое количество отсылок в тексте (с примечаниями и без), что голова идет кругом. Мой скромных размеров мозг отметил здесь сходство с «Государем» (да, я что-то оттуда припоминаю после университетских курсов литературы и философии), отсылки к Гоббсу, библейские и мифологические мотивы, а также приветы дедушке Фрейду и Ницше (правда, без коня) и даже отсылки к русской литературе. Страшно подумать, сколько всего прошло мимо меня вследствие довольно беглого чтения, недостаточной эрудированности и отсутствия базовых знаний о том, что Юнгер считает само собой разумеющимся.
«Эвмесвиль» - далеко не то произведение, которое должно читаться запоем, к определенному сроку или за один присест. Чтение этого романа-эссе должно быть медленным, вдумчивым. Как минимум – в компании с Гуглом, а в идеале – с человеком, с которым можно обсуждать прочитанное, тем, кто подскажет, разъяснит и направит мысли в нужном направлении. В этом плане роман навел на мысли о «Улиссе» и творчестве Умберто Эко, к коим тоже не стоит приступать без определенной предподготовки.
Нельзя не отметить двойственность всего произведения. Это вроде бы и роман, с сюжетом, своими героями, но в то же время – эссе, описательное, вдумчивое, рассудительное. Мартин-Мануэль Венатор, от чьего лица ведется повествования, одновременно и независимый наблюдатель-историк, анарх (так сказать, его личное, духовная и интеллектуальная составляющие), и ночной стюард при тиране Кондоре (его так называемая телесная составляющая, работа). Для Венатора эти две его стороны – одно целое. Но у меня как у читателя всё же на протяжении всего произведения оставалось стойкое ощущение тонкой грани между двумя этими сторонами личности главного героя.
Касба, в которой происходит действие романа, представляется мне как макет общества. Такой своеобразный симбиоз из прошлого, настоящего и будущего, некий микс из разных теорий и политических строев. Название Эвмесвиль фонетически наводит на мысли о чем-то эфемерном, почти неосязаемом. Время там, кажется, вовсе остановилось. В процессе повествования совершенно теряется связь с реальностью и хронотоп.
Стиль и манера повествования ассоциируются с течением маленького ручья – столь же плавно, неспешно, созерцательно. Удивительно, что книга не вызывала сонливости и вообще была довольно интересной. Только шагать, пробираться через этот ручей текста было так сложно и мучительно долго, что невольно всё внутри меня возмущалось: «Ну за что?!». Создалось стойкое ощущение, что Юнгер всё время окунал меня лицом в этот свой ручей, как напроказившего котенка, только не с вопросом «Кто это сделал?», а недоумевая «Ну почему ты такая тупая?!».
Мне кажется, нечестно оценивать этот роман. Поставить высокую оценку – слукавить и сделать вид, что ты понял и тебе понравилось. Не знаю, как вы, а я почти ничего не поняла. Сказать, что книга – на троечку, значит унизить труд автора. Ведь где-то на уровне интуиции и подсознания понимаешь, что «Эвмесвиль» – титанический труд. Поставить низкую оценку – признать то, что ты не дорос. Вдумчивый читатель между строк заметит один вывод: надо уметь признавать свои слабости и работать над тем, чтобы сделать их своими сильными сторонами. Так что признать, что автор «Эвмесвиля» на порядок выше тебя – это не стыдно. Это уже первый шаг на пути к успеху.
17197