Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эвмесвиль

Эрнст Юнгер

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июня 2015 г.


    Эвмесвиль - эта книга подобна потоку сознания, бескрайнему морю мыслей с сильным течением. И если не предаться панике от обилия отсылок и фактов, вас ждет увлекательное путешествие, ибо Юнгер ссылается на колоссальный объём философских работ и исторических фактов, объединенный собственными мыслями на их основе. Главное не запаниковать и не утонуть…
    А ведь есть с чего. 509 сносок – впечатляющая цифра для такого, относительно небольшого произведения. Впечатляющая и..немного пугающая, где ещё можно встретить сноски в таком количестве? В научной работе, где ссылка скорее является указателем на полноценный первоисточник, после изучения которого и для вас вышеприведенные выводу станут «следовать очевидно»; или же в книге изобилующей терминами и словами из других языков; в третьем случае же ссылки составлены заботливыми издателями, которые поясняют не самые очевидные аллюзии к другим работам того же, или другого, автора.
    Все эти три случая справедливы для Эвмесвиля и всё же они не утомляют (разве что само переключение к разделу сносок), а наоборот: увлекают всё дальше и дальше в безбрежное море истории, фактов и мыслей. Более того, некоторые ссылки можно воспринимать вообще, как отдельные статьи. Приведу для примера 12ю сноску.


    «… Когда мы обращаем взор назад, мы видим могилы и руины, груды развалин.»
    Фраза отсылает к известному высказыванию немецкого философа Вальтера Беньямина (1892—1940) из эссе «О понятии истории»: «У Клее есть картина под названием „Angelus Novus“. На ней изображен ангел, выглядящий так, словно он готовится расстаться с чем-то, на что пристально смотрит. Глаза его широко раскрыты, рот округлен, а крылья расправлены. Так должен выглядеть ангел истории. Его лик обращен к прошлому. Там, где для нас — цепочка предстоящих событий, там он видит сплошную катастрофу, непрестанно громоздящую руины над руинами и сваливающую все это к его ногам. Он бы и остался, чтобы поднять мертвых и слепить обломки. Но шквальный ветер, несущийся из рая, наполняет его крылья с такой силой, что он уже не может их сложить. Ветер неудержимо несет его в будущее, к которому он обращен спиной, в то время как гора обломков перед ним поднимается к небу. То, что мы называем прогрессом, и есть этот шквал» (перевод С. Ромашко).

    Книга построена в виде монолога размышлений главного героя о себе, о государстве, об истории, о своих учителях… - и это главный аспект, который является для кого-то плюсом, а для кого-то минусом книги. Без четкого сюжета, без событий происходящих друг за другом, тут легко заблудиться, начать «тонуть», о чем я упомянул с самого начала. Но стоит только побороть это ощущение и начать «держаться наплаву», как вы сможете почувствовать, что данная композиция позволяет лучше всего почувствовать всё удовольствие от «плаванья» в этом море. И книга становится приветливой, желанной, как холодный бассейн в знойную ночь. Так, что потом в неё можно нырнуть в любое время с любой страницы..
    Безусловно, Юнгер поражает глубиной рассуждений, актуальных, пожалуй, не только сейчас, но и вообще в любое время. Однако, Эвмесвиль он писал на основе своих предыдущих работ, уже в 70е годы прошлого века (ему самому уже было под 80, а на момент выхода книги все 82 года). Поэтому при желании понять произведение полно неизбежно упираешься в необходимость прочтения остальных его произведенй. Поэтому, хотя книга мне понравилась, оценить я её пока не в силе.
    И всё же, эта книга настоящий подарок для ценителей мысли, или, например, для людей, которые бы хотели увлечься историей и философией. Книга, которая лично меня вначале привела в легкую оторопь, но теперь к ней хочется возвращаться раз за разом, открывая новые смыслы, уходя всё дальше по отсылкам, всё дальше в открытое море…

    11
    113