Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эвмесвиль

Эрнст Юнгер

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июня 2015 г.

    Писать историю - все равно что возлагать цветы на могилу. (с)
    "Эвмесвиль" – выдающееся, революционное произведение немецкого писателя Эрнста Юнгера, которое до сих пор потрясает умы читателей. Потому что поверить в то, что это написал человек, который существовал на самом деле, сложно.
    Также непросто отнести роман к какому-то одному направлению – меня шатает между литературным модерном и постмодерном; при этом «Эвмесвиль» и романом-то с чистой совестью я бы не назвала. В первую очередь, это высокоинтеллектуальный текст, во вторую – это сборник эссе с легким флёром дневниковых записей, в третью – это что-то очень близкое к учебнику по философии.
    Итак, добро пожаловать в Эвмесвиль. Основную исходную информацию о его сущности и главном герое книги мы узнаем сразу:


    Меня зовут Мануэль Венатор, я ночной стюард на касбе Эвмесвиля.

    В эту книгу без дополнительной всесторонней подготовки просто так не зайти. С течением времени становится ясно, что Эвмесвиль – это образ фантастического города и пространства, который в то же время содержит в себе многие детали привычных нам среднестатистических городов, существующих на самом деле. Эвмесвиль заключает в себе множество признаков государства – власть, население, территория, обычаи и традиции, и в то же время ты понимаешь, что это нечто большее, чем просто город. Автор дает возможность читателю как будто посмотреть в увеличительное стекло, в замочную скважину, а еще точнее – в зеркало; зеркало – один важнейших мотивов книги. Также как, например, древнейший источник права на Руси - «Русскую Правду» историки сравнивают с разбитым зеркалом, потому что она отражает и показывает картину общественной жизни, устоев, обычаев, представления людей о морали в то время. Разбитое – потому что историю все же писали люди и как оно там всё было на самом деле доподлинно неизвестно, свечку никто не держал.
    «Эвмесвиль» также можно сравнить с разбитым зеркалом. В нем сложно ориентироваться, не зная контекста, не обращаясь к многочисленным сноскам и комментариям. Мы наблюдаем за жизнью и внутренним миром Мануэля Венатора, который работает в баре на касбе (это крепость или цитадель), его должность (ночной стюард) позволяет ему беспрепятственно наблюдать за высшим руководством города. Он не разделяет работу и личную жизнь, для него оба эти понятия едины, 24/7 Мануэль занимается интеллектуальным трудом. Очень ответственный человек.
    К тому же Мануэль сообщает нам, что он историк по крови. То есть очень глубоко, на генетическом уровне. И это объясняет то, что «Эвмесвиль» - образец нового, иного уровня чтения.
    В суждениях Мануэля можно встретить отсылки к Макиавелли (подробные рассуждения о власти и методах управления, сущности анархии, монархии и деспотии), Гоббсу (каждый может убить каждого, человек человеку волк), Борхесу:


    Мысль о вечном возвращении – это мысль рыбы, которая хочет выпрыгнуть из сковороды. Рыба, коли ей удастся задуманное, упадет на раскаленную плиту.

    Рыба отлично демонстрирует, что с течением времени, с течением жизни сложно вернуться к себе прежнему, да и попросту этого человека просто нет, как и места, в которое так и продолжает тянуть.
    Общие философские основы организации мира, власти и отношений между людьми автор передает читателю через восприятие и оценку наставников и учителей главного героя. Организацию жизни Эвмесвиля и собственную его историю мы видим в описании Мануэля. В эпилоге содержатся ответы на то, что было неясно всё это время, но ответ находился где-то совсем рядом. Откровенно говоря, чтению книги мешает отсутствие четкой композиции и избыток аллюзий на другие произведения автора, которые я не читала. Если отсылки к основным философам и писателям с трудом, но узнаются, то чтобы честно и до конца разобраться с романом, необходимо прочитать у Эрнста Юнгера все его остальные произведения.
    В итоге «Эвмесвиль» - это панорама жизни общества в эпоху перемен и исследование возможностей отдельно взятого человека в борьбе за власть и свободу, как личную, так и в более общем понимании.

    21
    495