Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эвмесвиль

Эрнст Юнгер

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июня 2015 г.

    Я совершила прекрасное путешествие, оно было нелегким, как паломничество, и восхитительным, словно свидание на пике влюбленности. Для меня всем совершенным текстам соответствует время суток и погода, эта книга - ночь, глубокая, ясная, звездная ночь, время, когда воздух дышит прохладой, но земля, в особенности камни, еще помнит дневной зной.

    Эвмесвиль - эфемерный город (созвучие не случайно, возможно?), модель государства в миниатюре, общество на грани истончения культурного слоя. Эвмесвиль получил свое имя в честь своего основателя - Эвмена, одного из диадохов Александра Великого. Выбор этот, конечно, не может быть случайным - Эвмесвиль - универсальный город, как империя Александра - универсальная империя, включающая в себя все возможные черты империи. В этом смысле они (город и империя) - идеальны. И "каталог возможностей, кажется, исчерпан". Историческое время остановилось. События еще происходят, люди рождаются, живут и умирают, но история себя исчерпала - все что возможно - уже было. Человечество испробовало все формы государственного устройства - от полисов до Всемирного государства,и все потерпело крах, и все может еще вернуться. Постистория в чистом виде.

    По форме это и роман - исследование, и роман - размышление, и роман - притча.
    В тексте ярко высвечиваются архетипы - господин - слуга (особенно понравилась мне изящная мысль о равенстве в этой паре и о наилучшем виде служения) , учитель - ученик, охотник - жертва. В каждом из нас есть их черты, в каждом - от каждого. И главный мотив внешнего действия - охота - древний инстинкт. Здесь есть крупный хищник - Кондор, есть охотник - Venator. Но хищник уже стар, а охотник ведет охоту на самого себя...
    Кондор - персонаж, сильно напоминающий гибрид латиноамериканского диктатора и итальянского мафиозного дона, его одновременно и много, и мало на страницах книги. Гораздо интереснее его окружение, " короля делает его свита " - это утверждение не теряет своей актуальности. Хитроумный и практичный Домо, наследник Макиавелли - правая рука Кондора и Аттила - лекарь и мудрец, причастный волшебству.


    При сильном утомлении, когда утро застает меня в баре, я вижу этих троих в иероглифическом стиле: Кондор, в центре, - королевский коршун; по левую руку от него - Аттила в образе единорога с серебряной бородой. Только Домо сохраняет еще человеческие черты, хотя,конечно, изменившиеся: он теперь похож на Одиссея, каким его изображали на античных вазах.

    Роман построен в виде долгого внутреннего монолога главного героя - Мартина Венатора, в ходе которого он пытается объяснить самому себе и читателю свою сущность - т.н. анарха. В основе его мироощущения - осознание несовершенства мира, общества и самого себя. В чем-то анарх напоминает Сверхчеловека, но он не стремится к власти, его достояние - свобода и он сам, остальное - в рамках обстоятельств.


    самодисциплина - единственная форма господства, которая подобает анарху

    Отчасти анарх напоминает социопата, но различие между этими типами в том, что анарх не против социума, не боится его, не провоцирует социум, он просто - вне социума, но он знает его установки и правила, и умеет мимикрировать.


    Modus in rebus - следует знать правила игры, независимо от того, обретаешься ли ты в тирании, демократии или в публичном доме. Это касается прежде всего анарха - это его вторая заповедь, не менее важная, чем первая: "Познай самого себя".

    В итоге, можно назвать анарха попутчиком социальной истории, воздерживающимся от моральных оценок происходящего и персонажей вокруг. Он всегда действует, исходя из своих (не меркантильных отнюдь, кстати!) интересов, он - не командный игрок.

    Времени в романе нет - может быть прошли лишь сутки, может - годы. Основное действие (да и вообще всякое действие) сосредоточено в мыслях главного героя, это его внутреннее движение - перетекание идей, исторических и философских реминисценций, редкие вкрапления личных воспоминаний - о работе (Он - историк, преподаватель), о личной жизни (о любовнице-аспирантке и любовнице-проститутке), о семье (отце и брате, с которыми он не чувствует душевного родства) и , наконец, о едва ли не самых важных людях в его жизни - учителях, даже не так - не с маленькой буквы - об Учителях.

    Качество текста для меня зачастую затмевает масштаб идеи, и это великое счастье для меня, когда эти аспекты совпадают. Это произведение зрелого мастера, зрелого человека, оно насыщенно аллюзиями на огромные пласты гуманитарного знания (радует, что не все комментарии мне пригодились, хех). Однако из стиля письма чувствуется, что автор не кичится своим немалым интеллектуальным багажом, это знание - просто часть него, уже, возможно, на молекулярном уровне. И в этой беседе автор не снисходит до своего читателя, он поднимает его до своего уровня, как мудрый учитель. Редкая удача.
    Один из признаков гениальной книги для меня - я могу перечитывать ее с любого момента, и вообще - залезаю за какой-то цитатой или фрагментом - и все! - залипла... Одна фраза тянет с собой другую, и оторваться невозможно.

    17
    178