Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эвмесвиль

Эрнст Юнгер

  • Аватар пользователя
    Аноним7 июня 2015 г.

    При чтении половины книги меня не покидала мысль, что это какой-то бред, что я хочу выбросить ее в мусор. А затем как-то и втянулась, хотя все равно было тяжело. "Эвмесвиль" слишком крутая штука для моих скромных познаний и зашоренных мыслей. Я не обладаю таким обширным багажом знаний, приходилось продираться чуть ли не через каждое предложение. Перечитывать раз за разом, лезть в комментарии-сноски, но все равно ни капли не помогло. Я продолжала с отупевшим фейсом и воспаленными мозгами втыкать в текст.

    Каждая книга должна приносить радости открытия, чему-то учить, ну или хотя бы доставлять удовольствие, отрывать от реальности. В случае с этой книгой в реальность хотелось быстрее вернуться. Открытий и новых знаний в книге более чем много, но слишком они сложные. Ну об удовольствии молчу. Кайфец наступил после финишной строки!
    Наверное, не стоит хулить автора, когда сама ленюсь просвещаться, но, черт возьми, гуглить каждый абзац, когда приобретенные знания не помогут мне лучше жить, – глупо, по моему мнению.

    "Эвмесвиль"-представляет собой описания-размышления Мартина-Мануэля Венатора о жизни касбы с вышеупомянутым названием. Местность, обычаи, люди, постройки, правительство, законы, порядки, характеры, личностные черты. Все обо всем подробно, при этом по каждому пункту может следовать ответвление, уносящееся от предмета разговора в далекие дали. Главное-это сопоставление всех упомянутых мыслей с позиции анарха и историка.. Венатор постоянно указывает, что свойственно анарху, чем отличается он от других людей, какова цель историка, какими качествами он должен обладать. Вообще тема человека-анарха (кто он, в чем его сущность, как проявляет себя, в чем преимущества анарха) ключевая в романе-эссе, возможно, это стоит счесть ценностью исследования.
    Так как текст охватывает много разных явлений (материального и духовного мира), его можно рассматривать как авторский взгляд на современное состояние мира. Можно в касбе увидеть макет общества и рассматривать его изменение или движение при определенных воздействиях, условиях. В силу своей, хм, неразносторонности, не обладая достаточным комплексом знаний, я могу рассматривать роман только в рамках интересующего (читай: понятного мне) вопроса. Как пример: рассуждение о смертной казни или о золоте и деньгах в государстве.

    Чего не отобрать у книги – так это наличие весьма любопытных мыслей. Например:


    Свобода имеет широкую шкалу, и граней у нее больше, чем у бриллианта.

    Этому выводу предшествует здравое размышление о тирании, о насилии, обитающем внутри каждого человека.

    Стоит отдать дань познаниям рассказчика (можно поставить знак равенства, наверное, между рассказчиком в романе и автором) в языках, он сыплет латинскими фразами, приводит выражения на разных языках; в лингвистике он сведущ: приводит рассуждения о значении слов, о сути конкретных приставок и суффиксов; обширны его литературные вкусы: он вкрапляет истории из "Тысячи и одной ночи", анализирует "Одиссею", знает Толстого и Достоевского и других как европейских, так и восточных авторов; но главная страсть автора-это история: он проводит аналогии с действиями тех или иных исторических персон, как то Тиберий, например, он досконально знает биографии многих исторических личностей, приводит их взгляды и мысли, отраженные в работах.
    Половину книги просто можно выдернуть в качестве цитат, которые очень точно отражают и многие реалии нашего времени. Моя любимая теперь выдержка:


    Обязательное школьное образование — это, по сути, способ, позволяющий обкорнать природные способности человека и сделать его пригодным для эксплуатации.

    Ей-богу, не в бровь, а в глаз!

    Очень по душе мне любовные коллизии, коих ожидать в романе не стоило. Однако ж мне повезло. Венатор вставляет огромный рассказ о Небеке, который был его официантом, но по сути тоже занимался наукой. И здесь есть печальная история о его жене Голубке. Весьма поучительно, если можно так сказать. Следом идет размышление о вине и наказании, искуплении с отсылками к "Идиоту" и "Преступлению и наказанию" Достоевского.
    И все это вроде бы длинно и непонятно к чему, потому что удалилось от основной темы, но в итоге привязывается и к убеждению анарха, и к позиции историка, и вообще наличествует общечеловеческий вывод. А уж согласится или нет – дело наше с вами как читателей.

    Эпилог мне открыл глаза. Многое встало на свои места, ко мне пришло осознание смысла. Если дело происходит в эпоху перемен (что и было в касбе Эвмесвиль), считай, все, кранты. Зато можно охватить все имеющиеся идеи и тенденции, сравнить, описать, проанализировать. Тайком,конечно, но при сохранении исследования в дальнейшем записи могут принести пользу миру.
    Правда сие открытие не слишком поубавило досадное ощущение от тех мгновений продираловки сквозь заковыристые строки.
    О да, я не хочу гордиться своим скудоумием или, наоборот, корить себя этим, но я-таки люблю вещи попроще. Я не жалею, что прочла книгу, хотя скорее всего в ближайшее время она выветрится из памяти. А все же я теперь знаю, куда глядеть, когда нужна будет помощь в обосновании мнения по какому-либо вопросу, упомянутому и в "Эвмесвиле".

    P.S.автор прожил чуть более ста лет, чувствуется, что многое познал и обмозговал. Его точку зрения, пожалуй, можно принять за авторитет.

    Об оценке

    Не буду говорить, что мне понравилось, хотелось влепить низкий балл, но принизить тем самым такой всплеск ума и стилевого таланта тоже паршиво. Решила оставить без оценки. Это хотя бы честно. Ну и вдруг когда-нибудь созрею для принятия авторских мыслей и перечитаю, то оценю заново с нуля.

    28
    635