Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    russell675 июня 2015 г.
    Падать не страшно, - уверял он себя. - Страшно долететь до дна и разбиться.


    У Нила Геймана есть отличительная способность, которую он снова ( несколько лучшим образом) продемонстрировал в своей прозе - своей реалистичной концовкой расставить всё по местам и придать всему уродливо сказанному фентезийному бреду подлинный смысл.
    Конечно, текст романа "Никогде" имеет огромное количество огрехов, минусов и нареканий. Как автор мог столь интересный и богатый сюжет испортить и загубить? Во-первых, язык и стиль повествования. Да, автор еще в предисловии оправдывается перед нами, что его текст - не что иное, как переработанный сценарий одноименного мини-сериала. Книга, которую он написал потому что киношники слишком надругались в процессе съемки над его собственным творением и только так автор и мог донести оригинальный текст до своей аудитории - читателей и зрителей. Все равно - это не оправдывает ни ляпы ( даже для данного жанра), ни многочисленные нестыковки, не очень понятно на какого читателя рассчитана эта книга ( для детей слишком жестокая и кровавая, а взрослый на определенных сценах заснет и будет маниакальным образом пролистывать страницы на третьей космической скорости, да бы выбраться из этого "увлекательного нижнего мира"), хотя это можно связать с общей концепцией книги и я далее объясню почему. Но сначала поговорим о главном и судя по предыдущей прочитанной книге "Океан в конце дороги" классическому роялю Нила Геймана - это финал. Я не имею ввиду финал книги, а имею ввиду финал фентезийной истории. Он безжалостно загублен автором. Опять Гейман наступает на те же самые грабли. Слишком быстро убивает отрицательных героев, слишком растягивает финал. Оригинальностью основная история не отличается. Ангел оказывается главным злодеем. Единственный персонаж, появляющийся в финале. Да, автор просто мастер интриги. Финальный диалог злодея, перекопированный точь в точь из множества других произведений. А фраза:


    Постой , ты же ангел?

    Уж, не в подобной ли сцене практически в финале пародийного боевика комедии "Ангелы Чарли 2" я когда то это уже видел. Было это где то в районе 2006-2009 годов, ну то есть примерно в то время, когда книга и выходила...

    И в целом, все это выше перечисленное и составляет некий негативный портрет основного каркаса этой замечательной книги.

    Однако, финал у книги другой. Герой возвращается из нижнего Лондона в верхний и автор демонстрирует как бы вторую концовку - реалистичную. Да, персонаж по имени Дверь и сам проход между реальным миром Лондона и миром, созданным фантазией автора - вот, что действительно здорово прописано и составляет основной интерес произведения. Современный обыватель, уставший от бессмысленной , однотипной , офисной жизни в какой то момент разочаровывается в ней и из нее выпадает. Он попадает в альтернативную реальность, полную опасностей, проблем и угроз для жизни, но зато его жизнь становится более цельной и даже живой. Тем не менее, что интересно, инстинктивно Ричард на протяжении всего сказачного повествования книги пытается вернуться в реальный мир к которому он привык и который сделал из него закомплексованного и неуверенного в себе человека. Описание его многочисленных фобий, возникших во время его жизни в современном мегаполисе - прямое на то доказательство и удтверждение. И только в волшебном, но довольно опасном мире грез наш герой смог преодолеть все минусы и недостатки своего характера, поверить в себя и вырасти из человека, боящегося собственной тени в настоящего мужчину и Человека.
    Но несмотря на пережитую в себе метаморфозу, герой перерос и свою обычную бывалую жизнь. Нутром своим он понимает, что никакие прелести обывательской сегодняшней жизни и никакие деньги, связи и положение в этом обществе не могут сравниться с приключенческой жизнью и фантазией мира грез, которую он уже полюбил. Поэтому выбор его в финале вполне логичен и очевиден.
    В данной ситуации меня, как читателя не устраивает не один мир , не другой, но тем не менее мне очень нравится, что автор не только обозначил проблему, но и предложил свое решение, пусть и фентезийное. Но вот шероховатость этого мира я все же не могу ему даже за такую концовку простить. Поэтому 3 звезды из 5.
    Однако даже такое средней руки произведение демонстрирует основные проблемы этого общества. Что неимоверно точно и отражает сегодняшнюю реальность. Да, этого у "Никогде" ни за что не отнять. Поздравляю дорогой читатель - сегодня ты в "Никогде". Вот основной тезис и посыл Нила Геймана в данном произведении.

    А главный вывод из общей стилистики творчества Нила Геймана напрашивается сам по себе. Думаю, что Нил Гейман мог бы быть прекрасным писателем реалистичной прозы, но ему очень не нравится реальность и поэтому его тянет на сказки. Но он слишком кровожаден и зол на эту реальность. Поэтому сказки выходят у него явно не для детей, а для взрослого читателя слишком много шероховатостей и ошибок. Но для переходного этапа вполне подойдет. Только этот человек уже переходит из нижнего Лондона в верхний. И вряд ли ему когда-нибудь в жизни повстречается Дверь.
    Но помечтать то можно...

    9
    83