Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Турецкий гамбит

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним14 марта 2025 г.

    Девушка на войне

    Варвара Суворова — юная, прогрессивная (по меркам конца XIX века) девушка, решается на авантюру. Ради встречи со своим возлюбленным она готова тайно пробраться на фронт. План рискованный и глупый. Одно дело — добраться до линии боевых действий, а другое — не быть тут же отправленной обратно. Однако случайная встреча с Эрастом Фандориным не только дает ей шанс остаться в действующей армии, но и втягивает в череду невероятных приключений.

    Главное отличие этой книги от предыдущей части цикла — смена центрального персонажа. Теперь повествование ведется от лица Варвары Суворовой. Фандорин, конечно, получает немало экранного времени, но все его действия мы видим именно через ее взгляд. Такой прием может отпугнуть читателя, особенно если он полюбил Фандорина как главного героя. Однако в “Турецком гамбите” этот ход работает вполне успешно. Да, жаль, что мы больше не находимся в голове Фандорина и не можем следить за ходом его мыслей и дедуктивных выводов, но зато теперь видим, каким его воспринимают окружающие.

    Сюжет книги косвенно связан с “Азазелем”. С момента трагических событий первой книги прошел почти год. Фандорин, пытаясь сбежать от прошлого, добровольно отправляется на войну, но судьба распоряжается иначе. Вскоре появляются подозрения, что ход Русско-турецкой войны манипулирует один из агентов Азазеля, причем не в пользу России. Фандорину поручено разоблачить этого человека и предотвратить поражение империи, а заодно он получает шанс на личную месть. Здесь Акунин выдержал тонкий баланс: если читатель знаком с первой книгой, он найдет много отсылок и лучше поймет, почему Фандорин выглядит таким пассивным, медлительным и мало заинтересованным в новом деле. Если же Азазель не читан — ничего страшного: сюжет самодостаточен, а все ключевые персонажи, за исключением одного приятного сюрприза, здесь новые.

    Детективная и приключенческая составляющие на высоте. Подозреваемых много, странных событий — еще больше. Фандорин хоть и выглядит подавленным, периодически выдает такие сцены, что становится понятно: огонь в нем лишь притух, но не угас. А вместе с Варварой мы строим свои любительские теории о том, кто же вражеский агент, и, раз за разом, оказываемся не правы.

    Отдельно хочется отметить финал книги (который, кстати, был безбожно слит в киноадаптации). Вроде бы победа одержана, но остается горькое ощущение, что главный гамбит мы все же проморгали.

    Финальная оценка: 4 из 5.

    7
    224