Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Nickel Boys

Колсон Уайтхед

  • Аватар пользователя
    Аноним4 марта 2025 г.

    Беспроигрышный вариант для Пулитцера и Оскара

    Эта небольшая 200-страничная новелла хороша только тем, что побуждает залезть на Ютуб и посмотреть документальные ролики о школе Дозье - реально существовавшем с 1900 по 2011 года американском интернате для трудных подростков, который печально прославился пытками и убийствами детей. История, конечно, шокирующая. Прежде всего тем, что это учреждение действовало более столетия, и выжившим воспитанникам никто не верил, когда они пытались поделиться теми ужасами, которые им довелось пережить в стенах этой школы, и не предпринимал никаких попыток вмешаться в творящийся беспредел. Зато сейчас все лицемерно строят из себя таких гуманистов и либералов... Но, как говорится, поздно пить боржоми, и хороша ложка к обеду.

    Были ли жертвами учителей школы Дозье только чернокожие мальчики? Нет. Имеет ли эта история непосредственное отношение к расизму и сегрегации 60-х годов? Тоже нет. Удалось ли чернокожему автору Колсону Уайтхеду передать хотя бы десятую (или даже сотую) часть всего ужаса этой реальной столетней истории? Конечно же нет! Зато Пулитцеровскую премию, экранизацию и номинации на "Оскар" его "Мальчишки из Никеля" получили. Ну потому что иначе никак. Чёрный автор выпускает в 2019 году (времени наибольшего расцвета кампании Black lives matter) книгу о притеснении чёрных подростков. И, в принципе, это все. Он мог просто заполнить каждую из 200 страниц фразой Black lives matter, и результат был бы тот же. Помните, как у Юрия Полякова в Юрий Поляков - Козленок в молоке Витек Акашин раскрутил свой роман "В чашу", и то, что в "романе" нет ни одного слова, обнаружилось только при печати? Ну вот здесь примерно та же ситуация.

    Автор краешком карандаша коснулся страшной и тяжёлой темы, прикрутил к ней хайповые проблемы расизма и - вуаля! - всеобщее признание в кармане. А на самом деле роман написан очень плохо и в художественном, и в стилистическом, и в смысловом виде. Уайтхед не мог даже определиться как ему лучше писать - от первого или третьего лица, что выбрать - фикшн или нон-фикшн, придерживаться тона бесстрастного рассказчика или изо всех сил давить на эмоции.

    В результате получилась невнятная пресная каша на хайповую тему.

    5
    323