Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Veiller sur elle

Жан-Батист Андреа

  • Аватар пользователя
    Аноним27 февраля 2025 г.

    "Скульптура - это предсказание"

    Гонкуровская премия – самая престижная литературная премия во Франции. Что же получает её лауреат? Ей Богу, Вы будете смеяться. Автору присуждается приз в 10 евро. Блага премии для лауреата в другом – мировая известность и признание, ведь в литературных кругах именно кристальной честности этой премии можно доверять.

    В 2023 году за роман «Храни её» Жан-Батист Андреа получил Гонкуровскую премию.

    Осень 1986 года. В одном из приделов Сакра ди Сан Микеле в окружении братии на смертном одре лежит 82-летний скульптор Микеланджело Виталиани. Сорок лет он провел в этих стенах, не дав обета, и так и не раскрыл за эти годы своей главной тайны. Тайны своей загадочной работы Пьеты Виталиани – статуи Марии с Христом на руках, сокрытой в лабиринте подземелья. Ее спрятали, чтобы защитить или, наоборот, защититься он неё? Пьету не позволено видеть никому кроме монахов, падре и горстки кардиналов. Именно историю своей жизни и историю создания Пьеты читателю будет рассказывать главный герой, проживающий последние часы своей долгой насыщенной жизни.

    Эта книга для меня ломает каноны итальянских страстей, потому что она прежде всего о дружбе.

    Микеланджело Виталиани, или просто Мимо, сын бедного итальянского скульптора. После смерти отца, мать Виталиани, желая дать 11-летнему сыну образование, отправляет его в качестве подмастерья к суровому и пьющему дяде Альберто. В этом сложном периоде его жизни будет свет. Это Виола Орсини. Дочка влиятельного и богатого семейства Орсини. Виола, жадная до знаний, одарена потрясающей памятью, стальным деятельным характером, неповторимой чудаковатостью, высоким интеллектом и большим сердцем. Между ними завяжется потрясающей силы дружба, которую они пронесут сквозь расстояния, годы и жизненные разногласия. Мимо тайно даже будет помогать ей в конструировании первого летательного аппарата.

    Да, маленькая ремарка. Мимо страдает ахондроплазией, поэтому получить место в обществе и доказать своё право дружить с Виолой будет гораздо сложнее, еще и учитывая его горячий темперамент. Но очевидный талант, ум и капелька везения проложат ему дорогу к самым вершинам.

    Италия, XX век, к власти упорно прорывается фашизм. Как можно было допустить такую катастрофу? Такие мысли всегда всплывали в моей голове, когда я видела кадры, сделанные в концлагерях. Как одна нация может даже просто помыслить, что она лучше другой? Автор позволяет читателю изнутри взглянуть на медленное заражение верхушки общества фашистскими идеями, на тихое и настойчивое продвижение роковых законов. Главному герою даже однажды придется делать выбор: принять ли от фашистов приглашение вступить в члены Королевской академии Италии? Карлик, проделавший такой жизненный путь, преодолевший многократно себя и столько препятствий на своем пути. Что же он выберет?

    Люблю романы о сильных, умных и деятельных женщинах, которые пытаются изменить и меняют этот суровый, кровавый мужской мир. Может ли художник оставаться свободным и одновременно работать на государство? В конце сделан вывод, который в моей голове до сих пор повисает вопросительным знаком. Женская моя часть с этим согласна, религиозная же пребывает в замешательстве.


    «Я верил, вторя ему, что важно найти правильный камень, и не прислушивался к единственному голосу, говорившему мне обратное. Не бывает правильного камня. Я знаю это, потому что потратил годы на его поиски. Пока не понял: нужно нагнуться и взять то, что лежит под ногами»
    «В момент достижения желанной цели оказывается, что цель по-прежнему впереди и она недостижима. Мы приближаемся к ней на шаг – она на шаг отступает! Мы надеемся, что ее шаг чуть короче нашего, и сохраняем надежду когда-нибудь всё же ее догнать. И так получается, что каждое наше произведение лишь набросок, заготовка, приближение к настоящему»
    «Трамонтана, сирокко, либеччо, понан и мистраль – я зову тебя именем всех ветров»
    «Слушай меня внимательно. Ваять очень просто. Надо просто снимать слой за слоем ненужные истории и сюжеты, пока не дойдешь до темы, которая затронет всех, тебя и меня, этот город и всю страну, темы, от которой без ущерба нельзя отсечь уже ничего. И тогда надо перестать бить по камню. Ты понял?»

    Последнюю сотню страниц я читала с громкими восклицаниями, потому что Жан-Батист Андреа, будучи сценаристом, так крутит сюжет, что Вам и не снилось. Впечатление осталось очень сильное, книга затягивает так, что есть риск провести в её компании всю ночь.

    Больше рецензий в телеграм канале https://t.me/dashapochitasha

    8
    763