Рецензия на книгу
Ruhm. Ein Roman in neun Geschichten
Daniel Kehlmann
panda00727 января 2025 г.Плевок в вечность
Роман, построенный по принципу разбитой вазы. Задача зрителя: собрать осколки (разрозненные истории) воедино, догадаться кто кому кем приходится и про что всё это было. Подлость автора в том, что добравшись до финишной прямой, читатель обнаруживает, что ваза была ночной. И содержание ее соответствующим.
Собственно, догадаться можно было и раньше. Писатель рассказывает о людях, жизнь которых абсолютно абсурдна. Все они в большей или меньшей степени недовольны своей жизнью и хотят другую. Вот ничем не примечательный Эблинг получает телефонный номер, принадлежащий другому человеку, а вместе с тем и право вмешиваться в его жизнь. Вот нервный и вечно ноющий писатель Лео обзаводится подружкой, с которой его не связывают ничего, кроме постели. Вот Элизабет, героиня рассказа Лео, которая торгуется с автором за право еще немного пожить. Ни о ком из героев мы ничего, по сути, не знаем, это просто фантомы, созданные авторским воображением и краткие эпизоды их фантомной жизни. Написано, по справедливому замечанию самого Кельмана «стерильно», но отнюдь не блестяще, тут он загнул – будем считать это авторской иронией.
На середине этого сумбурного романа меня посетила мысль, что Кельман сводит счеты с более удачливыми коллегами, делая жизнь популярной детективной писательницы и «беседующего с космосом» псевдофилософа невыносимой. Впрочем, возможно, это просто стебалово над всем и вся, в том числе над собой.
Мысль, к которой автор приходит в конце, о том, что все мы герои чьих-то рассказов настолько убога и затаскана, что всё и без того небогатое содержание его романа, окончательно обесценивается. Тот случай, когда за сложной конструкцией прячется пшик.8185