Рецензия на книгу
Колокол
Айрис Мёрдок
Аноним9 апреля 2015 г.Возможно, главная особенность прозы Мёрдок – это гармоничное сочетание философских идей и романной формы. Её книги, и «Колокол» не исключение, читаются легко и увлекательно, и даже если читатель не готов или не хочет задумываться о философских и эстетических взглядах писательницы – в этом нет необходимости: романы Мёрдок хороши сами по себе.
«Колокол» - роман многогранный и многозначный, с богатой символикой и сложной сюжетно-композиционной структурой; здесь нашлось место и размышлениям на библейские темы (грех и возмездие, страдание и искупление), и исследованию ключевых категорий философии экзистенциализма, и анализу проблем межличностных отношений. Но образ главной героини позволяет говорить ещё об одной теме, затронутой в романе: о судьбе женщины в мужском мире.(Но сначала придётся сказать несколько слов о переводе романа. Он, к сожалению, неважный. Например, странное само по себе выражение «с души воротит» здесь является «единицей перевода» на все случаи жизни: воротит героев и от старых полотенец, и от воды в озере, и от собаки... Вероятно, таковы современные тенденции: больше «разговорности», меньше старомодного литературного языка; в целом перевод выдержан примерно в следующем стиле: «все было настолько ужасно, что ей стало наплевать, кто что видит и думает»).
Дора Гринфилд – воплощение женственности. Почти идеальный образ «легкомысленного тростника»: миловидная, пухленькая, «славная, здоровая молодая англичанка». Немного рассеянная, в меру безмятежная и очень жизнерадостная. Судьба Доры складывается по определённому шаблону, общему для большинства более-менее привлекательных её современниц: поступление в колледж, раннее замужество (выгодная партия в данном случае, искусствовед, сотрудник знаменитой галереи, с безупречным вкусом и квартирой на Найтсбридже), уход из колледжа, и – роль домохозяйки. Единственное отступление от стандарта – у Доры нет детей, но это явление временное.
Если представление и анализ мужской судьбы в литературе практически всегда связаны с самопознанием и поиском собственного «я», то исследование судьбы женской невозможно вне контекста семьи и брака, ну, в крайнем случае, Любви. Именно как жена Дора и появляется в романе. Жена, бросившая мужа, но через полгода решившая вернуться в лоно семьи. Отношения Доры и её мужа Пола показаны в романе в полном соответствии с общественными представлениями о семейной жизни: мужчина играет доминирующую роль, а женщина должна быть пассивной и подчиняться воле мужа (Дора имеет право на дерзкие поступки, но главная её функция - покоряться, в этом истинное счастье женщины, как считает её муж). Впрочем, если приглядеться, в этой семье Пол зависит от Доры намного сильнее, чем она от него. Хотя бы по той причине, что он-то её любит, а она – лишь позволяет себя любить.
Дора же с одной стороны хотела бы стать «хорошей женой» и вести «правильный образ жизни» (поэтому она и возвращается к мужу, из-за чувства вины), но в то же время её категорически не удовлетворяет безвольная жизнь замужней дамы. Отсюда колебания героини между благопристойной семейной жизнью и стремлением к свободе и независимости. Приезжая к мужу в Имбер-Корт (нечто вроде светской общины при бенедиктинском монастыре, в котором Пол «работает над чрезвычайно интересной рукописью XIV века»), Дора оказывается в центре трагических событий, но почти не замечает их, а то, что замечает – понимает превратно. Именно этим она и покоряет и героев, и читателей: во-первых, Дора сама не святая, а во-вторых, она не судит других и не пытается делать всепонимающий и всепрощающий вид. Более того, у Доры самая здоровая реакция на произошедшее: «сегодня вечером она будет рассказывать всю эту историю Салли».
Но из всех героев романа именно для Доры пребывание в Имбер-Корте оказалось самым «полезным», здесь произошло своеобразное её воскрешение. В финале романа Дора обретает ту внутреннюю свободу, к которой стремилась, освобождается от навязанной ей обществом роли жены (а в будущем – матери) и делает первый шаг на пути становления как личности. Творческой личности в данном случае. И совсем не исключено, что позже Дора снова вернётся к Полу, но только когда станет «независимым взрослым человеком», и тогда это будет брак равных. Наверное.
131,3K