Рецензия на книгу
Золотой дневник
Дорис Лессинг
Аноним31 марта 2015 г.— Никто из вас ничего не просит - ничего, кроме всего,
но только на такое время, пока вам это нужно.Золотая тетрадь Лессинг очень хороша "целиком". Это тот случай, когда местами книга идет тяжело, но в целом производит очень хорошее впечатление.
Если беретесь за тетрадь, то прежде всего прочитайте предисловие автора. Сделайте это вдумчиво - ведь пол часа потраченные на изучение этих первых страниц могут помочь
• избежать многих ошибок при чтении,
• узнать, чего же хотела сама Лессинг, когда писала тетрадь,
• почему эта книга не "о коммунизме" или "о феминизме" или о чем-то еще.Главное и основополагающее в "Золотой тетради" - целостность. Жесткая выдержанная структура, отсортированность записей, умеренное и умелое дробление на части, а внутри частей на "главы"(если их можно так назвать) - все это к финалу создает у читателя максимально полную картину героини, со всех ее сторон и во всех временах. Здесь неважно в каком порядке происходят события, ведь в итоге все полученные при чтении романа знания складываются в единую картину. И именно по этому ошибкой будет назвать "Тетрадь" произведением "о том" или "об этом", ведь одно переливается в другое, а затем третье. Все взаимосвязано, хоть и разделено на четыре тетради.
Я не очень внимательно читала аннотацию, поэтому первые полсотни страниц (здесь можно отметить поразительное умение авторши писать большие подробные и затягивающие куски текста), пока длилась сцена встречи Анны, Молли и Ричарда я была уверенна, что главная героиня вовсе не Анна, а Молли. Ведь на первый взгляд и особенно в компании Молли, наша героиня отодвигается на второй план. И тем интереснее было узнавать какая же она, эта Анна на самом деле. Но в итоге не только Анна - каждый из героев книги получился ярким, живым и знакомым. Какие-то их черты и мысли были будто родными, очень естественными, другие - отталкивали, в общем вызывали бурный отклик. Очень хорошо проведена линия Томми - история. оказавшая самой неожиданной для меня. Сам облик Томми нарисован очень четко и ощутимо - это его безнадежное спокойствие.
Некоторые события из прошлого Анна записывает в своей тетради меняя имена и события, и умеренность, с какой это происходит тоже весьма показательна и добавляет ощущений. Вещи, которые Анна решила записать "по-другому" воспринимаются специфично, здесь героиня может усилить трагизм ситуации, или, что более показательно - описать ситуацию более искренне, тогда как прибегая к реальным именам героиня явно лукавит и сглаживает углы (особенно в ситуации с Майклом-Полом).
В романе мало движения и вовсе нет сюжета - его заменяет структура. Помимо истории Анны здесь есть множество других, тетради - будто склад ненаписанных книг. И последняя часть романа, меланхоличная, странная подводит жирную черту всей книге - сухо описанные события, очередная странная история отношений, очередное расставание и вот уже Молли снова отодвигает нашу героиню на второй план.
7165